Найти тему

А где моя прибыль? Мы же продали 100 утюгов! Что такое точка безубыточности (break-even point), зачем и как её рассчитывать

Оглавление

Точка безубыточности (break-even point, порог рентабельности, критическая точка, CVP-точка) — объем выручки, при котором бизнес покроет все свои затраты — постоянные и переменные. А при производстве и реализации каждой следующей единицы продукции начинает получать прибыль.

Данный показатель позволяет определить, сколько продукции надо реализовать, какой объем работ выполнить, или услуг оказать, чтобы прибыль компании была равной нолю. Важно понимать, что точка безубыточности не связана со временем. Она зависит от расходов, объёма производства товаров и полученных от их реализации денег.

Что нам даёт критическая точка

Основными моментами применения точки безубыточности являются данные, которые помогают узнать:

  • сколько понадобится ресурсов, чтобы выйти в ноль (есть ли у нас на это средства и хватит ли оборотки);
  • стоит ли расширять производство, ассортимент, филиалы (опять же, хватит ли денег, чтобы вывести дополнительную позицию/точку на самоокупаемость);
  • для разработки франшизы (сколько франчайзи должен вложить средств чтобы их же и отбить);
  • информацию для вывода бизнеса из кризиса (сколько еще реализовать, чтобы кризис миновал);
  • оптимальную стоимость реализации производимой продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Методика расчёта

Для определения порога рентабельности важен сбор информации для расчётов: объем производства, продаж, расходы и доходы. По итогу получим:

BEP = TFC / (P - AVC), где

BEP – break-even point, наша искомая величина, выраженная в количестве товаров или услуг,

TFC – total fixed cost, постоянные расходы на аренду, ЗП сотрудников и всё то, что не зависит от объёма продаж,

P – стоимость продукции при реализации,

AVC – average variable cost, переменные расходы, которые зависят от объёма продаж – затраты на рекламу, доставку, себестоимость, процент с продаж менеджерам.

Пример

Решили мы открыть небольшую шиномонтажку на стоянке около дома и посчитали:

  • аренда места – 15000;
  • зарплата за 1 смену мастеру 3000, в месяц 30 смен, итого 90000;
  • подмастерье-помощник за смену 1000, итого 30000;
  • расходы на воду, электричество, бытовые принадлежности и т.д. 10000;
  • затраты на рекламу по листовкам, объявлениям в лифте и т.д. 200 (CAC, т.е. за каждого клиента мы платим 200 р);
  • средняя стоимость материалов одной услуги 100 (смазка, грузила балансировки, расходники типа болтов, гаек и головок на инструменте, ремонтные наборы и т.д.);
  • средняя стоимость услуги 1200.

Получаем:

(15000+90000+30000+10000) / (1200 – 200 – 100) = 145000 / 900 = 162

Это означает, что нам необходимо за месяц оказать 162 услуги, чтобы выйти в 0. А 163 услуга начнёт приносить нам прибыль.

Если мы знаем, что время оказания услуги 30 минут в среднем, а рабочий день у нас будет 10 часов (с 12.00 до 22.00), то в день мы можем оказывать 20 услуг, а в месяц 600. Получаем, что для выхода в 0 нам необходима 162 / 600 * 100% = 27% заполняемость.

Если считать в деньгах, то при 162 * 1200 = 194400 рублей затрат, они возвращаются.

Ошибки и важные моменты

Многие путают с точкой окупаемости, которая рассчитывается для определения времени, когда доходы превысят расходы и измеряется в месяцах и годах.

Модель рассчитана на условия стабильного рынка и имеет очень много допущений и погрешностей, это стоит учитывать.