Найти тему
Жизнь советского человека

Как советские корабли «работали на космос»?

Оглавление

Несколько десятилетий назад просторы мирового океана бороздили необычно выглядящие крупные советские суда. Это были настоящие плавучие станции по наблюдению за космическими испытаниями и полетами. Мало кто знал, чем они занимались, ещё меньше - куда делись потом.

Главный конструктор большинства кораблей космического флота Дмитрий Георгиевич Соколов на "Маршале Неделине"
Главный конструктор большинства кораблей космического флота Дмитрий Георгиевич Соколов на "Маршале Неделине"

Как формировался «космический» морфлот?

В конце 50-х гг. ученые поняли, что управление и контроль за полётами в космосе нужно будет держать на постоянной основе. В период прохождения спутника над Америкой, Африкой, Австралией и над океанскими просторами этого сделать не получалось. ЦУП (центр управления полетами) нуждался в новых точках измерения. Такими пунктами решили сделать корабли — это позволяло размешать их в нужных местах.

Летом 1960 в свои необычные рейсы вышли 3 судна: «Ильичевск», «Краснодар», «Долинск». Власти первоначально не заявляли о том, что эти корабли являются научными. В 1962 к ним присоединилось еще одно судно — танкер «Аксай». Более 5 лет все четверо ходили в рейсы, используя легенду помощи рыболовному флоту. По этой причине «подозрительные» суда периодически попадали под арест в портах.

В 1967 году к морскому космическому флоту добавилось несколько судов, заодно они обрели символику Академии наук СССР и официальное научное положение.

Многообразие советских «космических» кораблей

Первая «волна» кораблей, работающих на нужды ЦУПа, была переоборудована из торговых судов. Они входили в состав плавучего телеметрического комплекса (ТМК). Позже, после создания службы космических исследований (СКИ ОМЭР), флот пополнили оснащенные необходимой аппаратурой лесовозы и сухогрузы.

С 1967 под 1978 год сразу 7 плавучих пунктов измерения получили названия в честь 6 космонавтов и одного академика. Сухогруз, названный именем Владимира Комарова, мог 120 суток проводить в автономном плавании, развивать скорость 15,8 узлов и имел 15 непроницаемых отсеков.

Главная антенна на флагмане космического флота "Космонавт Юрий Гагарин"
Главная антенна на флагмане космического флота "Космонавт Юрий Гагарин"

Корабль с неограниченным районом плавания, названный в честь Гагарина, являлся одним из самых крупных даже на фоне нынешних судов: длина 232 м, высота 64 м, водоизмещение 45 тыс. тонн. Значимым «помощником по работе с космосом» был корабль имени академика Королёва — для ЦУП он совершил 22 рейса. Одно из плаваний в Атлантике длилось 11 месяцев. Аппаратура для «Королёва» и «Гагарина» разрабатывалась индивидуально, включая новые радиотехнические комплексы. Суда «Беляева», «Пацаева» и «Добровольского» были скромнее и по размеру, и по функционалу.

«Боровичи», «Кегостров», «Моржовец» и «Невель» — это еще 4 корабля МКФ. Всего в СКИ ОМЭР в 1978 году их числилось 11 , при этом каждый корабль был связан с воинской частью, но не был приписан к ней.

Современный МКФ России и судьба старых судов

Большинства из этих заслуженных кораблей уже нет. «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королёв» были переданы в собственность Украине. Они закончили свой путь на индийском кладбище морских судов. Разбору на металл подверглись «космические труженики», названные в честь космонавтов Владислава Волкова и Павла Беляева, но не в Индии, а в Калининграде.

Самое известное из них сегодня судно «Космонавт Виктор Пацаев». Оно не самое большое: длина 123, высота 10,8, ширина 16,7 метров. Стоит на приколе в порту Калининграда рядом с музеем Мирового океана. Аппаратура корабля частично выполняла свои прямые функции до середины 3 квартала 2017 года. При этом годом ранее «Пацаева» признали объектом культурного наследия РФ.

Герой Советского Союза космонавт Пацаев Виктор Иванович и одноименный корабль
Герой Советского Союза космонавт Пацаев Виктор Иванович и одноименный корабль

Официальной информации об использовании современной «космической флотилии РФ» в открытом доступе нет. Но скорее всего, с развитием технологий и уменьшением размеров принимающих устройств новенькие пункты измерения и сейчас ходят по морям-океанам, только под новой легендой.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.