Несколько десятилетий назад просторы мирового океана бороздили необычно выглядящие крупные советские суда. Это были настоящие плавучие станции по наблюдению за космическими испытаниями и полетами. Мало кто знал, чем они занимались, ещё меньше - куда делись потом.
Как формировался «космический» морфлот?
В конце 50-х гг. ученые поняли, что управление и контроль за полётами в космосе нужно будет держать на постоянной основе. В период прохождения спутника над Америкой, Африкой, Австралией и над океанскими просторами этого сделать не получалось. ЦУП (центр управления полетами) нуждался в новых точках измерения. Такими пунктами решили сделать корабли — это позволяло размешать их в нужных местах.
Летом 1960 в свои необычные рейсы вышли 3 судна: «Ильичевск», «Краснодар», «Долинск». Власти первоначально не заявляли о том, что эти корабли являются научными. В 1962 к ним присоединилось еще одно судно — танкер «Аксай». Более 5 лет все четверо ходили в рейсы, используя легенду помощи рыболовному флоту. По этой причине «подозрительные» суда периодически попадали под арест в портах.
В 1967 году к морскому космическому флоту добавилось несколько судов, заодно они обрели символику Академии наук СССР и официальное научное положение.
Многообразие советских «космических» кораблей
Первая «волна» кораблей, работающих на нужды ЦУПа, была переоборудована из торговых судов. Они входили в состав плавучего телеметрического комплекса (ТМК). Позже, после создания службы космических исследований (СКИ ОМЭР), флот пополнили оснащенные необходимой аппаратурой лесовозы и сухогрузы.
С 1967 под 1978 год сразу 7 плавучих пунктов измерения получили названия в честь 6 космонавтов и одного академика. Сухогруз, названный именем Владимира Комарова, мог 120 суток проводить в автономном плавании, развивать скорость 15,8 узлов и имел 15 непроницаемых отсеков.
Корабль с неограниченным районом плавания, названный в честь Гагарина, являлся одним из самых крупных даже на фоне нынешних судов: длина 232 м, высота 64 м, водоизмещение 45 тыс. тонн. Значимым «помощником по работе с космосом» был корабль имени академика Королёва — для ЦУП он совершил 22 рейса. Одно из плаваний в Атлантике длилось 11 месяцев. Аппаратура для «Королёва» и «Гагарина» разрабатывалась индивидуально, включая новые радиотехнические комплексы. Суда «Беляева», «Пацаева» и «Добровольского» были скромнее и по размеру, и по функционалу.
«Боровичи», «Кегостров», «Моржовец» и «Невель» — это еще 4 корабля МКФ. Всего в СКИ ОМЭР в 1978 году их числилось 11 , при этом каждый корабль был связан с воинской частью, но не был приписан к ней.
Современный МКФ России и судьба старых судов
Большинства из этих заслуженных кораблей уже нет. «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королёв» были переданы в собственность Украине. Они закончили свой путь на индийском кладбище морских судов. Разбору на металл подверглись «космические труженики», названные в честь космонавтов Владислава Волкова и Павла Беляева, но не в Индии, а в Калининграде.
Самое известное из них сегодня судно «Космонавт Виктор Пацаев». Оно не самое большое: длина 123, высота 10,8, ширина 16,7 метров. Стоит на приколе в порту Калининграда рядом с музеем Мирового океана. Аппаратура корабля частично выполняла свои прямые функции до середины 3 квартала 2017 года. При этом годом ранее «Пацаева» признали объектом культурного наследия РФ.
Официальной информации об использовании современной «космической флотилии РФ» в открытом доступе нет. Но скорее всего, с развитием технологий и уменьшением размеров принимающих устройств новенькие пункты измерения и сейчас ходят по морям-океанам, только под новой легендой.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.