Найти тему
Катехизис и Катарсис

Американцы были уверены, что Советский Союз покорит Марс. Почему?

В 1985 году ЦРУ выпустил доклад «Советские планы на пилотируемый полёт к Марсу». В нём аналитики ЦРУ предсказывали, что СССР ведёт подготовку пилотируемой миссии на Марс с стартом в 1990е года. Казалось бы, 80-е, космическая гонка закончилась и о марсианских полётах грезят разве что фантасты. Или всё же нет дыма без огня? Давайте разбираться.

Одной из предпосылок для создания доклада стали неоднократные заявления в прессе различных советских учёных, космонавтов и политиков, что полёт на Марс является технически достижимым на текущем этапе развития космической техники. Но хотеть не значит жениться, так как чтобы куда-то полететь нужны не просто теоретические наработки, а уже готовая их техническая реализация. И согласно американскому документу в СССР создание компонентов для межпланетного корабля шло полным ходом.

1. Доклад ЦРУ: в СССР с середины 70-х разрабатывалась тяжёлая ракета. Необходимость в тяжёлой ракете может возникнуть в случае необходимости вывода крупных грузов на низкую орбиту. Возможной нагрузкой ракеты считалась либо массивная орбитальная станция, либо элементы марсианского корабля. Логично, что создавать ракету под 1-2 полёта для вывода на орбиту станции это расточительство, а значит логично, что ракета нужна и для задач межпланетных полётов. Степень готовности ракеты уже высокая, на Байконуре (Тюратам) создан взлётный стол для неё, а значит вскоре можно ожидать полёта ракеты с нагрузкой.

Реальность: действительно, в СССР в тот момент разрабатывалась тяжёлая ракета «Энергия». Вот только с целями её создания ЦРУшники не угадали. Вопреки здравой американской логике, она создавалась под одну единственную нагрузку – орбитальный челнок «Буран». Все прочие проекты использования её родятся в головах советских инженеров, когда станет ясно, что нужно хоть как-то отбивать затраты на ракету при не очень ясных перспективах программы «Буран».

Американцам даже в голову не приходило, что тяжёлая ракета может быть частью многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия — Буран» и осуществлять вывод орбитального челнока на орбиту. Во-первых, американский челнок не требовал отдельной тяжёлой ракеты для запуска. Во-вторых, по собственному опыту с Saturn, который был создан для лунной программы, и зная о советской программе Н-1, они логично предположили, что советам ракета нужна именно для полёта к Марсу, как престижной цели.

НО, американцы на самом деле были не столь не правы, просто плохо себе представляли что творится внутри советской космонавтики. Предтеча «Энергии» - ракеты семейства РЛА, разрабатываемые Глушко, предлагались им как раз для миссий по полёту на Луну и Марс, взамен Н-1. Но ни в полёте на Луну, ни в самой ракете для этого чиновники и военные во второй половине 70-х не были заинтересованы. Зато военным нужен был орбитальный челнок, как в США. И вот тут то бумажная ракета РЛА пришлась в тему и постепенно превратилась в «Энергию».

2. Доклад ЦРУ: вывести элементы космического корабля на орбиту это пол задачи, нужно ещё его собрать и увести на высокую орбиту, откуда будет старт. Для этого нужен некий космический буксир. У СССР для этой цели могли использоваться сразу два типа корабля – корабли снабжения «Прогресс» и Транспортный корабль снабжения (ТКС). Оба применялись для доставки припасов на орбитальные станции типа «Салют», где использовались для корректировки орбиты. Американцы предполагали, что оба корабля могут быть выполнены в модификации «буксира».

Реальность: тут американцы выдали желаемое за действительное. Оба транспортных корабля, действительно могли выполнять функция коррекции орбиты космических станций, но это была побочная их функция. ЦРУ ввел в заблуждение этот факт и описание советской прессой, обоих кораблей, как многофункциональных платформ. Чтобы превратить оба корабля в космический буксир потребовалось бы значительно их переделать, но таких работ вообще не велось.

3. Доклад ЦРУ: задача полёта к Марсу на классических химических двигателях сложная – нужно тащить с собой большой запас топлива, что требует создания действительно огромного и тяжёлого корабля. По американским оценкам, если бы марсианский корабль использовал химический двигатели на несимметричном диметилгидразине, то для вывода всех частей корабля и топлива на орбиту потребовалось бы 14-15 запусков «Энергии», причём большая часть запусков ушла бы на доставку баков с топливом. Так как промежуток между каждым запуском составлял бы не менее 30 дней – столько нужно на доставку ракеты, сборку всей системы и подготовку к полёту, то полная сборка корабля заняла бы 1,5(!) года, при условии, что не будет создано дополнительных стартовых столов.

Мягко говоря проект выходил малореалистичным, поэтому американцы предположили, что советы могут использовать в качестве двигательной установки пульсирующий ядерный двигатель или плазменный двигатель. Проблема тут в том, что информации по активной разработке ядерных двигателей не было, а вот с плазменными ситуация иная. По данным американцев в СССР уже были лётные образцы плазменных двигателей и был запущен проект разработки целой номенклатуры движков мощностью от 100 до 800 кВт, которых будет достаточно для полёта на Марс. Для питания таких двигателей в СССР могут применить ядерную установку.

Реальность: ядерный ракетный двигатель в СССР действительно разрабатывался – эта тематика была в мейнстриме в 60-е, что не удивительно, но вот с натурными образцами всё было не очень. Советские учёные и инженеры смогли создать прототип ядерного двигателя (РД-1040), но дальше единичных испытаний дело не пошло. С плазменными двигателями у СССР было действительно всё сильно лучше. Плазменный двигатель основан на принципе разгона струи истекающего газа электро-магнитным полем. Газ в этом случае не нужно сжигать, а потому подойдёт в принципе любой. При этом плазменные двигатели позволяют увеличить в несколько раз скорость истечения газов, по сравнению с химическими, но расплатой тут служит меньшая тяга (импульс), да ещё и для такого двигателя нужен мощный источник электроэнергии. В 70-е были испытаны несколько двигателей мощностью до 1 кВт (тягадо 80 мН). Они хорошо подходили для коррекции орбиты спутников, но увеличение их мощности требовало и более мощного источника питания. Тут американцы не сплоховали, так как знали, что в СССР были спутники с ядерной силовой установкой. Другое дело, что проектов огромных плазменных двигателей на 100+ кВт не было. Максимум на который замахивались советские конструкторы был 30 кВт (уже до 1500 мН тяги), но этот движок так и останется на бумаге.

4. Доклад ЦРУ: использование русскими орбитальных станций для длительных полётов космонавтов ясно свидетельствует о подготовке марсианской миссии, так как не имеет никаких других целей. При этом сами орбитальные станции могут служить частью инфраструктуры по подготовке миссии, так как на них могут запасаться материалы и припасы, топливо.

Реальность: рекордные полёты советских космонавтов ставились, конечно же, с чисто научного интереса и с заделом на будущее.

Авторы доклада заканчивали его выводом, что технически – нет никаких ограничений для СССР в 90е провести полёт на Марс. Признаком подготовки миссии они предполагали считать учащение рекордных полётов советских космонавтов и пусков «Энергии». Приоритетной датой старта аналитики предполагали 1992 год, так как это год 75-летия октября. Как известно никакой марсианский корабль в 1992 году никуда не отправился, да и СССР уже год как почил. И всё же, неужели американцы сами себя обдурили?

Ответ парадоксален – и да, и нет. Следуя совершенно неверным предпосылкам они тем не менее пришли к выводам, которые посещали головы и советских инженеров: «а ведь можно же!».

В 1978 году в НПО «Энергия» была запущена проектно-исследовательская работа по вопросу проработки возможности полёта на Марс. Итогом работ стал представленный в 1986 году проект марсианского корабля. В качестве двигателя предлагалось использовать два РД-1040 запитываемых каждый от своего реактора мощностью в 15 МВт. Двигатели располагались в носу и корме, вынесенные далеко вперёд относительно жилой части, что увеличивало надёжность и безопасность. Центральная секция корабля, в которой жил бы и работал экипаж из 4 человек, создавалась из модулей, аналогичных станциям «Салют» и «Мир». При этом кроме командного и жилых модулей, был модуль с марсианской базой и посадочный модуль. Таким образом экспедиция могла высадиться на планету, некоторое время работать там и потом вернуться обратно на корабль. Масса всей системы составляла бы 365 тонн, для её сборки потребовалось бы не меньше 5 запусков «Энергии».

Ещё один проект был представлен НПО «Энергия» в 1989 году – он был развитием предыдущего, а ключевым отличием был отказ от ядерной силовой установки в пользу массивных солнечных панелей. Не очень ясно какой тип двигателя предполагалось установить, так как проект РД-1040 был уже год как закрыт, а имевшиеся плазменные двигатели не смогли бы пока тянуть столь массивный объект. В остальном проект был похож по параметрам на предыдущий. Но, сам марсианский корабль предполагался, как часть более обширной программы по изучению Марса, где его полёту должна была предшествовать отправка автоматических зондов.

То есть +- параметры марсианского корабля ЦРУшники угадали, что и не очень-то удивительно. Проблема тут была в другом – все выводы американцев были сделаны из совершенно ложных предпосылок. СССР в тот момент был совершенно не заинтересован подобного рода программами. Оба варианта марсианского корабля прорабатывались НПО «Энергия» в инициативном порядке и не были никогда утверждены к реализации. Как тут не вспомнить анекдот про еврея читающего советские газеты: в материалах ЦРУ советская космонавтика конца 80х это колосс с грандиозными планами и десятками масштабных программ. Реальность же была довольно разочаровывающей.

Автор - Владимир Герасименко

#герасименкокат #космоскат