«Росатом» получит финансирование на строительство шестого и седьмого универсальных атомных ледоколов проекта 22220. На эти цели правительство выделит 118 млрд рублей.
Похоже, госкорпорация «Росатом» близка к своей давней цели – продолжению серии универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60). По данным издания «Коммерсантъ», на совещании в правительстве в середине апреля было согласовано выделение атомной корпорации 118 млрд рублей на строительство двух дополнительных ледоколов.
Серия ЛК-60 строится на Балтийском заводе по заказу ФГУП «Атомфлот». Разработчиком проекта 22220 является ЦКБ «Айсберг». Благодаря мощности 60 МВт на валах, атомоходы ЛК-60 являются самыми мощными ледоколами в мире.
На данный момент серия ЛК-60 состоит из пяти судов. Головной и первый серийный ледоколы «Арктика» и «Сибирь» введены в эксплуатацию и уже работают на Северном морском пути. На воде достраивается второй серийный (третий по счёту) ледокол «Урал». На стапеле Балтийского завода находятся третий и четвёртый серийные (четвёртый и пятый по счёту) атомоходы «Якутия» и «Чукотка».
Предполагается, что «Урал» будет передан заказчику до конца 2022 года. «Якутию» атомщики ждут в 2024 году, «Чукотку» – в 2026 году. По крайней мере, такие сроки предусмотрены контрактами. По заявлениям руководителей отрасли, возникшие недавно ограничения на поставки импортного оборудования на строительство ЛК-60 не должны оказать критического влияния.
Шестой и седьмой ледоколы проекта 22220, названия которых пока официально не озвучивались, планируется достроить в 2028-2029 годах. Напомним, к 2027 году должен быть готов и первый атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». Новые ледоколы необходимы «Росатому» для обеспечения круглогодичного судоходства по Северному морскому пути в восточном направлении.
С учётом того, что ключевые потенциальные рынки для российских экспортных товаров теперь находятся в Азии, развитие судоходства через восточный сектор Севморпути становится одной из ключевых задач.
Однако наличие атомных ледоколов является необходимым, но не достаточным условием для развития Северного морского пути. Для обеспечения безопасного судоходства через Арктику нужна и инфраструктура, включая спутниковую связь, линию волоконно-оптической связи, цифровые сервисы, а также грузовой, гидрографический и аварийно-спасательный флот. Такие суда строятся, однако степень их зависимости от импортного оборудования гораздо выше, чем у атомных ледоколов.
Также не стоит забывать и о грузовой базе. В 2021 году по Северному морскому пути было перевезено почти 35 млн тонн грузов. Основную долю составили природные ресурсы – сжиженный природный газ и нефть. Ключевые грузоотправители – «Новатэк» и «Газпром нефть». В ближайшие годы их число должны пополнить «Роснефть» и угольная компания «Северная звезда». Развитие этих компаний вполне может повлиять и на темпы строительства новых ледоколов.
Будем следить за развитием событий.