Я вспомнил, что совершенно забыл вам рассказать про трамваи, которые я сфотографировал во время своей поездки в Пятигорск.
Мне удалось пройти на территорию трамвайного депо, где стоял очень приятный старенький Tatra довольно редкой модификации.
Вы можете сказать: «Чего тут редкого — обычный Tatra T3, таких в каждом городе до фига». И будете не правы. Потому что, этот трамвай называется Tatra T4D.
Сейчас расскажу обо всём по порядку, а начну с краткой истории того, как вообще развивалось трамвайное движение в Пятигорске.
Трамвайное движение в Пятигорске было запущено 1 сентября 1903 года и приурочен к 100-летию курортов Кавказских минеральных вод.
Первыми стали 12 моторных и 8 прицепных двухосных вагончиков немецкого производства (предположительно Siemens).
На протяжении 1920-х годов трамвайная сеть значительно увеличилась, и даже было организовано грузовое движение.
Во время Великой отечественной войны трамвайная сеть Пятигорска была практически полностью разрушена, но уже к 1945 году силами местных жителей трамвайное движение в городе вновь удалось наладить.
Особенностью пятигорского трамвая является его узкая колея (1000 мм). Такая же, к слову, используется в крымской Евпатории.
В 60-е годы на маршруты Пятигорска выходили трамваи Gotha B57. Такие до сих пор ходят в Евпатории:
В 1967 году им на смену пришла партия из 10 трамваев Tatra T3SU. Они были идентичны тем, что использовались во многих других советских городах, но были переделаны под узкую колею.
В то время Пятигорск собирался «перешивать» все свои трамвайные пути, поэтому были заказаны именно T3SU (шириной 2500 мм), с расчетом на то, что через несколько лет их всё равно придётся переделывать на широкую колею.
Но на широкую колею Пятигорск так и не перешёл. При этом поставки трамваев T3SU продолжились: в течение 1972–1987 гг. было получено еще 107 вагонов этого типа.
В настоящее время сохранилось лишь 2-3 служебных вагонов, остальные трамваи этой модели списаны.
В самом конце 80-х годов в Пятигорск пришла партия узкоколейных трамваев Tatra KT4SU.
Они лучше подходили для узкой колеи. Кстати, такие же составляют основу трамвайного парка Евпатории:
А теперь мы плавно переходим к герою нашего сегодняшнего рассказа — трамваю Tatra T4D.
T4 серийно выпускался предприятием «ЧКД» с 1967 по 1987 годы. Он представлял собой модификацию трамвая T3 с узким кузовом: габаритная ширина была уменьшена с 2500 до 2200 мм.
Вообще, в СССР поставлялась особая модификация трамваев, которая называлась T4SU. Она отличалась, в первую очередь, закрытой кабиной водителя.
Но в Пятигорске используется другая, «немецкая» версия — T4D. Как же так получилось?
Оказывается, 18 таких вагонов в подержанном состоянии Пятигорск купил в 2001–2003 гг. прямиком из Восточной Германии — из города Галле.
Несмотря на солидный возраст, вагоны были в очень хорошем состоянии, перед продажей они прошли капитальный ремонт.
По данным, на сегодняшний день, на маршруты выходят около 10 вагонов.
Tatra T4D рассчитан на 26 мест для сидения и 88 для стояния. В Германии эти трамваи также работали с прицепными вагонами B4D, у которых вместо кабины водителя было два дополнительных посадочных места.
Всего было выпущено 1766 трамваев T4D и 789 прицепных вагонов B4D.
Интересно, что кроме Пятигорска, трамваи T4D работали в Алма-Ате, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Калининграде, Бийске и Барнауле.
В Пятигорске вообще трамваи свои очень любят. Они тут все находятся в очень хорошем состоянии, поэтому вы просто обязаны прокатиться на одном из них, если будете в тех краях.