Если попробовать вольно перевести итальянское «sì, ora!», получится что-то вроде нашего «ага, щаззз!» А знаете, когда итальянцы такое произносят? Нет, понятно, что с такой экспрессией, да ещё и с жестикуляцией, по многим поводам. Но вот в частности и когда им предлагают работы с оплатой в (внимание!) 3 600 евро. В месяц. Переведите по курсу в рубли. Это получится где-то 271 тысяч 116 рублей.
Да, по меркам Италии деньги небольшие, если учесть стоимость их коммуналки и некоторых специфических платежей. Но вот на питание – объесться! И одеться-обуться можно вполне прилично. Да, не в брендовые вещи – так на них и у зарабатывающих в разы больше денег не хватит! И скромную квартирку снять можно. Но местные "нищие" за такую зарплату работать не пойдут! И точка! Это ниже их достоинства.
Об этом поистине вопиющем факте мне рассказал знакомый архитектор, уже не один год работающий там, на Апеннинах.
Бомж как уважаемый социальный статус
Нет, это не означает, что пособие по безработице или иные социальные выплат в Италии равны названной сумме. Пособия там как минимум в восемь раз меньше — где-то в пределах 470 евро в месяц. Но такого рода публика склонна объединяться в сообщества. Соберутся человек десять «единомышленников» с одинаковым и равным социальным статусом, а вернее с полным отсутствием такового, снимут одну квартиру на всех и живут «коммуной». Так это у них называется.
Кстати, такие коммуны уже имеют в Италии некоторый социальный статус, регистрируются в муниципалитете и негласно – в полиции. Притом не на предмет профилактики правонарушений, отнюдь. Скорее – для защит уважаемых членов общества, хотя и с низким социальным статусом. Ну в самом деле – не мигранты же перед карабинерами!
Работа им предлагается регулярно, в том числе и высокооплачиваемая – ведь в среде сообщества таких нищих есть люди, в прошлом жившие с куда более высоким уровнем доходов, чем те пресловутые 470 евро. Бывает даже, что попадаются по-настоящему редкие специалисты: бывшие военные офицеры, титулованные спортсмены, когда-то получившие травму, «подружившиеся» с алкоголем и наркотиками специалисты в сфере IT-технологий или артисты. Обычная богема, наконец.
Но заставить или каким-то образом мотивировать вернуться к нормальному и достойному человека образу жизни почти невозможно, и этот феномен присущ не только Италии. То же самое можно встретить и в Штатах. И в России. И в благополучных Швеции или Нидерландах.
Лишние люди
Но кроме упомянутых категорий граждан есть ещё и «лишние люди». Те , кто обладает талантами, пока что невостребованными обществом. Да общество ещё даже не подозревает о таких талантах. Те, у кого в уме роятся смутные образы, которых просто невозможно воплотить в жизнь – ибо нет ещё таких инструментов для воплощения, а у широкой публики не выработаны критерии понимания – что же, собственно, эти люди предлагают и как их и их идеи нужно воспринимать.
Это настоящие «отбросы общества» не в том широко принятом смысле слова, как что-то мерзкое и грязное. А в том, что общество их отбросило, не умея понять и принять вот и ютятся они на обочине цивилизации, спиваясь, травясь наркотиками, чтобы хотя бы в своём воображении воплотить тот иллюзорный мир, в котором они якобы живут. На самом деле медленно угасая.
«А зачем? На это есть мигранты!», или всё то же «Sì, ora!»
Это, сказанное пренебрежительно и даже агрессивно, всё чаще можно услышать на улицах Милана, Флоренции, Рима и других итальянских городов. Одно время смысл безделья профессиональных нищих на пособиях оправдывали сонмы сирийцев и ливийцев, бегущих от войны. Притом ведь и из Сирии, и из Ливии маргинальные элементы стремились не особенно, такие находили себя в отрядах воюющих сторон и неплохо себя там реализовывали.
Нет, оттуда в большом количестве ехали ведь и учителя, инженеры и врачи – и быстро находили себе работу! Часто подвергаясь дискриминации, которая выражалась в том, что платили им меньше, чем коренным жителям.
Заключение
Наверное, Европа постепенно выздоровеет. И приведёт в чувство понаехавших. Объяснив им, что и она «не резиновая», и что культура и богатство создавались здесь на протяжение веков и как трудом многих поколений, и как результат колониальных завоеваний.
Но это были европейские завоевания, с праведно или нет , но положенными за это жизнями. Ну а пока что местный бомжеватый бомонд, гордо завернувшись в тряпьё на манер древнеримской тоги, равнодушно внимает увещеваниям муниципальных чиновников и полицейских.