Вы ведь знаете, что целую неделю после праздника Пасхи, можно придти в любой православный храм и позвонить в колокола? Есть такая традиция.
На прошлой неделе мне на глаза попалось объявление, что в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронеж с 25 по 30 апреля можно подняться на колокольню и позвонить в колокола. Ежедневно, с 11:30 до 16:30.
Нужно идти.
Не откладывая в долгий ящик, уже на следующий день после Пасхи, мы, с दिल की महिला, пришли в Покровский собор (позвонить ведь можно из любого храма). На подходе к храму мы видели (и отчётливо слышали), как на его колокольне звонят люди. Признаюсь, я впервые был в этом храме. Храм построен в середине XIX века. Тот храм, который мы знаем. До этого, на его месте был деревянный. Сейчас он каменный и имеет богатую историю. Было дело, что в его стенах, в начале XXI века, проводил богослужение сам патриарх Алексий II. Если придёте в Покровский собор в ближайшие дни, то застанете его праздничное Пасхальное убранство. А мы, отбыв немного внутри храма, идём занимать очередь на колокольню.
Внизу дверь закрыта. Значит, сейчас группа наверху. Звонят. К нам присоединилась ещё одна женщина. Ждём втроём. Чтобы как-то разнообразить наше ожидание, спрашиваю у нашей спутницы, видела ли она звонящих наверху, когда подходила к собору? Она ответила: "Нет. Когда подходила никого наверху не было. Думала, что сейчас уже пойдём. Сейчас схожу, в Храме узнаю," - сказала она и зашла в храм. Буквально через 15 секунд она вышла и сказала, что сегодня уже группы на колокольню не водят. Мы посмотрели на часы - 16:50. А ведь и верно, группы-то водят до 16:30. Опоздали. Ну ничего, придём в другой день.
Другой день наступил в четверг. В начале первого пополудни мы с दिल की महिला прибыли к Благовещенскому кафедральному собору. Там уже стояла небольшая очередь. Подходим.
- Вы на колокольню? - спрашиваю у стоящих.
- Да, - кивая отвечает нам женщина.
- Кто последний?
- Я, - отвечает мне та же женщина.
- Будем за вами, - отвечаю я ей.
Мы с दिल की महिला заняли место в очереди и стали наслаждаться перезвоном тех, кто сейчас был наверху. Следующими на очереди стояли школьники. 9-классники. Звонарь спустил одну группу, забрал школьников и закрыл дверь. Мы подтянулись ближе. За нами очередь пополнили ещё шесть женщин. Ждём. С колокольни раздался ладный перезвон колоколов. "Неужели школьники так звонят?" - подумали мы. Но по следующим ударам колоколов мы поняли, вначале звонарь показывает небольшой "мастер-класс", а потом уже все желающие могут показать своё умение. Школьники звонили во все колокола. Весело и интенсивно. Стал накрапывать небольшой дождь. Очередь пополнялась. Минут через пятнадцать перезвон стих, а через пару минут открылась дверь колокольни и звонарь вывел радостных девятиклассников. И пока учительница организовывала их для возвращения в школу, звонарь стал проводить инструктаж для вновь прибывших:
- Наверх будем заходить по двенадцать человек. Не переживайте, все успеют позвонить. В этом году мне было послушание от настоятеля, по которому фото и видеосъёмка наверху запрещена. Это послушание я передаю и вам. А теперь, приглашаю двенадцать человек.
Очередь понемногу продвигается. Звонарь отсчитал двенадцать человек. Женщина, которая оказалась двенадцатой, попросила пропустить с ними ещё и её дочь. Звонарь весело объявил, что пусть заходит. Дочь женщины вошла, и звонарь закрыл дверь. Ну что же, следующий заход наш. А в эти 15-20 минут ожидания у меня было время подумать о людях, о верующих.
Почему о них? Не факт, что пришли позвонить в колокола только верующие. Думаю, что кто-то и просто приходит, дабы побывать на одной из самых высоких колоколен России. Люди разные. Но в религиозных местах почему-то принято вести себя чуточку лучше, чем в жизни. Смиреннее. А пока мы продвигались ко входу в колокольню, те шесть женщин, что занимал очередь за нами, активно заталкивая локтями нас с दिल की महिला, пытались попасть в те двенадцать человек, что были сейчас наверху. И четыре из шести женщин даже обошли нас с обеих сторон и были решительно настроены войти. Благо, дверь железная. И она закрыта. Моя спутница даже сделала замечание одной из напиравших женщин, на что та ответила решительным и полным игнорированием. И, не упев войти, все захватчицы стали обсуждать между собой то, что обеденный перерыв заканчивается и что злой начальник может их отругать за опоздание. Такие дела. Надеюсь, что на страшном Суде эти женщины с таким же рвением будут рваться ответить за все свои прегрешения. Но, жизнь человека - дело каждого. Не буду судить их. Буду стараться избавиться от брёвен в своих глазах. Отрадно то, что эти женщины пришли на праздничной неделе в храм. Если не в храм, то в колокольню.
Пока я думал обо всём этом, пятнадцать минут пролетели и дверь распахнулась. Выходящая группа немного отодвинула уже рвущихся внутрь женщин. На лицах людей была радость. А звонарь ещё раз провёл перед нами инструктаж и завёл внутрь двенадцать человек.
Наверх мы поднимались в лифте. На шестой этаж. Что не меньше этажа двенадцатого, если мерить в жилых домах. Несколько мгновений, и мы уже наверху. Выходим на площадку. Нас встречает простор, колокола разных размеров, цепи, переплетения верёвок и большой колокол в центре. Пригибаясь под верёвками, наша группка рассредоточилась по всей площадке. Звонарь рассказал о том, что разные колокола не просто так там висят, а каждый отвечает за свою сферу и ударяют в какой из оных в пост, в какой в большие праздники, а какой колокол звучит по воскресеньям. Ну и колокола поменьше - подзвонные и зазвонные колокола.
- Показать вам, как звучит колокольный перезвон? - спросил звонарь.
- Да, - ответили мы хором.
Он развернулся, левую руку положил на тросы, ведущие к языкам подзвонных колоколов, а в правую руку взял верёвки, соединённые с языками колоколов зазвонных. Кивнул через плечо своим помощникам (наверху были мужчина и молодой парень), они ударили в самый большой, центральный колокол. Раздался Благовест и звонарь, работая обеими руками, излил очередной трезвон над городом. После, повернувшись к нам сказал, чтобы мы не стеснялись и приложились к центральному колоколу и ощутили его вибрацию. А он действительно вибрировал знатно. И вот, все мы уже ощущаем его вибрацию. Кто рукой дотронулся, а кто-то из женщин и головой прислонился.
- А теперь подходите ко всем колоколам, к которым желаете, и звоните во славу Господа нашего! Христос воскресе!
- Во-истину воскресе! - ответили мы и разошлись по площадке.
Сначала несмело, а потом всё активнее мы стали дёргать цепи и верёвки. Трезвон и гудение стояли знатные. Переговариваться не было возможности. Друг друга мы не слышали. Но зато, мы ощущали вибрацию. Казалось, сам воздух вибрировал. Особенно у центрального колокола. Ощущения непередаваемые. Минут через десять, видя, что мы позвонили во все колокола и угомонились, звонарь спросил:
- Готовы спускаться?
- Готовы.
Мы загрузились в лифт. Мгновение, и мы уже внизу. Звонарь открыл дверь, выпуская нас на улицу. Вся наша группа, как и каждая до нас, выходили с радостными и светлыми лицами и говорили звонарю: "Спасибо!"
А он отвечала нам, что за всё слава Богу. И чтобы мы собирались и приходили ещё. До конца апреля он ждёт нас. И на прощание махнул своей мозолистой рукой. Ладонь которой была истёрта в кровь.
#Пасха #колокола #звон #храм #праздник #православие #церковь #Воронеж