Найти тему

Как у меня получилось научить 15-летнего подростка преодолевать трудности

Привет! Меня зовут Ксения - я мама студента. Мой сын несколько лет назад закончил школу, поступил в университет своей мечты — Высшую школу экономики на факультет Бизнес-информатики, а недавно запустил стартап.

Всего этого он добился сам, но так было не всегда. Когда ему было 15 лет, он бросил тренировки по плаванию, потерял мотивацию к учебе, скатился на тройки по математике, начал пропускать школу. Ему не хватало уверенности, побед, интереса. Если честно, это был полный тупик, потому что сын завис в телефоне и ничего не хотел делать.

Как все поменялось? Сейчас расскажу!

Маршрут по реке Охта сам по себе простой и обучающий, рассчитан на новичков.  Опытный инструктор учит детей анализировать пороги с берега, читать воду, массе полезных жизненных навыков и взаимодействию.
Маршрут по реке Охта сам по себе простой и обучающий, рассчитан на новичков. Опытный инструктор учит детей анализировать пороги с берега, читать воду, массе полезных жизненных навыков и взаимодействию.

Первая попытка

Сначала я рассматривала вариант военного училища, кадетский класс, где приучат к дисциплине. В какой-то момент уговорила попробовать военно-приключенческий лагерь. Поехал, но горящих глаз не случилось.

Я поняла, что нужно что-то менять и начала искать другие решения. Так я нашла программы для подростков Маткласса.

Я искала сочетание испытаний и познавательной программы. Сын - интеллектуал, у него широкий кругозор, он и в футбол играет и на фортепиано для души. Ему интересна и живопись, и физика, и игра в страйкбол. Именно сочетание интеллектуальной компании, реальных физических и жизненных трудностей мне было важным. Интуитивным чувством я понимала, что ему нужна была реальная жизнь, а не игра!

Как я нашла лагерь со сплавом по реке Охта и программой на Соловецком архипелаге

Совершенно случайно я записалась на вебинар о том, как научить подростка преодолевать трудности с энтузиазмом и узнала об образовательных программах Маткласса с походами, сплавами.

Самое главное, что я поняла на вебинаре, у ребенка были вовсе не проблемы со знанием математики. Ему на тот момент не хватало психологической зрелости, готовности и привычки к систематическим усилиям, умения заставлять себя.

Дети знакомятся с флорой и фауной Соловецкого архипелага, обитателями Белого моря.
Дети знакомятся с флорой и фауной Соловецкого архипелага, обитателями Белого моря.

Никогда раньше я об этом не задумывалась и о Матклассе не слышала, рекомендаций от знакомых мам у меня не было, поэтому вопросов и сомнений было много. Кроме того, сын к трудностям на тот момент не привык, мы отдыхаем в комфортабельных отелях, в походах он не был. Я задала все свои вопросы организаторам и получила четкие убедительные ответы.

Почему решила попробовать:

  • Сын получил бы возможность выйти из зоны комфорта, проверить себя в жизненных ситуациях - грести на катамаране в команде, договариваться, готовить в походных условиях, собирать-разбирать палатки, рюкзак, адаптироваться к погоде.
  • Насыщенная образовательная программа построена как решение исследовательских задач, то есть детям не объясняют, а дают самим находить идеи решения задач из разных наук (география, математика, геология, биология) с использованием имеющихся ресурсов и подхода теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
  • Сын мог позвать друзей и это стало для него главным мотиватором поехать на программу.
  • Наставники на программе мужчины с опытом походной, образовательной работы от 15 лет, что для подростка очень важно в плане авторитета.

Ярослав решился, основным аргументом было то, что он едет с другом, новые приключения, красивые неизведанные места Соловецкого архипелага, но некоторый скептицизм оставался.

Некоторые пороги приходится обносить, если пройти его технически детям сложно. Любой порог сначала осматривается с берега и инструктор принимает решение можно ли его проходить.
Некоторые пороги приходится обносить, если пройти его технически детям сложно. Любой порог сначала осматривается с берега и инструктор принимает решение можно ли его проходить.

Наконец-то без мобильного

В день отъезда мы приехали на вокзал и Ярослав познакомился с командой. Дальше предстояли поезд, шесть дней сплава по Охте, переезд на Соловецкий архипелаг, насыщенная программа на острове, возвращение на материк на теплоходе, поезд и возвращение домой.

На сплаве не везде была стабильная связь, дети были загружены походными делами, а мобильные убраны далеко в рюкзаки, чтобы их не утопить, поэтому первые шесть дней родители получали из новости и фото чата. Я опубликовала дневник заметок, которые отправляли педагоги в родительский чат в отдельной статье.

Когда сплав закончился, дети приехали на Соловецкий архипелаг, у них появилась возможность вечером созваниваться с родителями. В течение дня они на выездах, где связи нет. Телефоны по правилам используют вечером на полчаса для созвона с родителями.

Во время коротких созвонов с сыном слышала от него восторженные слова о ребятах, о невероятной красоте природы. Но времени поговорить у него, конечно, не было.

Уже после программы в разговоре с педагогами я узнала где и в чем проявились трудности для моего ребенка и как он с ними справился сам, потому что заставили обстоятельства, командный дух и собственное проснувшееся желание.

Сын он был в восторге от компании, невероятной красоты природы. Каждый день у детей был новый выезд и новые впечатления.
Сын он был в восторге от компании, невероятной красоты природы. Каждый день у детей был новый выезд и новые впечатления.

Почему именно такой отдых стал переломным моментом

Ярослав вернулся другим. Рассказывал нон-стоп. Впечатлений и нового жизненного опыта появилось очень-очень много!

Много рассказывал про историю Соловков. Масса положительных эмоций от прохождения порогов. Их команде было трудно начать слаженно грести, первый день они договаривались, пробовали меняться командами на катамаранах. Из минусов вспоминал только комаров. Стал мечтать о новых поездках.

Для Ярослава очень важна личность человека, будь то ровесник, старший товарищ и тем более педагог. Напомню, что он со свойственным ему скептицизмом отнесся к участию в этой поездке. И я, честно сказать, переживала, получится ли его переубедить. Но Маткласс собрал вокруг себя очень достойных и интересных людей. И у них получилось войти в разум и сердце подростка.

Высшая похвала Ярослава о личности человека-это когда он говорит, что с ним есть о чем поговорить. С педагогами, гидами было о чём поговорить. О каждом взрослом товарище были произнесены хвалебные слова и это здорово! Плюс друзья по по поездке тоже оказались «хорошими людьми».

Дети побывали на Архипелаге Кузова, Муксалме, мысе Лабиринтов, Белужьем острове, в Соловецком монастыре, Ботаническом саду, музее Соловецких юнг, узнали историю России, были на памятных местах, связанных с Соловецким лагерем особого назначения, увидели уникальный действующий маяк.
Дети побывали на Архипелаге Кузова, Муксалме, мысе Лабиринтов, Белужьем острове, в Соловецком монастыре, Ботаническом саду, музее Соловецких юнг, узнали историю России, были на памятных местах, связанных с Соловецким лагерем особого назначения, увидели уникальный действующий маяк.

Кроме всего, что рассказывал Ярослав об островах и сплаве, ему очень понравился «день волонтёрства» в Ботаническом саду. Он захотел и в Москве заняться этим. Загорелся так, что спустя некоторое время это вылилось в его участие в волонтерской команде пресс-центра Чемпионата мира по футболу, который проходил в Москве. Уже будучи студентом-волонтером он занимался в пресс-центре решением технических вопросов связи и получил огромный опыт.

Именно после этой поездки Ярослав стал увереннее в себе, учебе и в жизни, разобрался с учебой и начал стремиться к большим целям в жизни. В него поверили, он понял силу команды, сам увидел, что может все.

В академических успехах очень большую роль играет именно психологическая зрелость ребенка

От ребенка в старших классах требуется готовность к долгой систематической самостоятельной работе, умение поставить себе цели, ответственность за соблюдение договоренностей, позиция «я—причина». Все это и есть признаки психологической зрелости.

После программы у Ярослава появился взрослый взгляд в самом хорошем смысле этого слова. Именно это и повлияло на изменения с учебой.

При этом появилось невероятное количество новых знаний, связанных между собой и подкрепленных общением с людьми, впечатлениями и решением задач. Ярослав практически побывал в научной экспедиции.

После всех походных испытаний обычные житейские и учебные вопросы стали казаться простыми. Если что, я могла напомнить ему, что когда-то было очень трудно, но у него получилось!

Дети узнали что такое мидийная банка, ловили их, чистили, варили суп из мидий, увидели многообразие типов морских водорослей, технологию их добычи, научились делать из них закуску.
Дети узнали что такое мидийная банка, ловили их, чистили, варили суп из мидий, увидели многообразие типов морских водорослей, технологию их добычи, научились делать из них закуску.

Как уговорить ребенка столкнуться с трудностями

Если ребенок никогда не бывал в походах, он может быть скептически настроен, но по окончании он будет в восторге!

Поездка из тех, что врезаются в память на всю жизнь красотой мест, новизной впечатлений и яркими событиями. История Соловков необычайно интересная, через них прошла вся история России и ребенок будет удивлен, очарован, вдохновлен!

Если понимаете, что уговорить ребенка сложно, можно поехать на программу всей семьей. В этом случае взрослые участвуют и в походной жизни и в экскурсиях.

Не пугайте ребенка трудностями похода, когда он столкнется с ними на месте, он пройдет успешно! Наоборот, расскажите, что это те приключения о которых он мечтает, дети все будут делать сами.

Маршрут по реке Охта сам по себе простой и обучающий, рассчитан на новичков. Детей учат анализировать пороги с берега, читать воду, массе полезных жизненных навыков взаимодействию. Подробнее об этом смотрите запись прямого эфира c инструктором по сплаву и руководителем программы, где они отвечают на вопросы родителей.

На Соловецком архипелаге проживание в комфортабельных условиях с туалетами и душами, вкусным сбалансированным питанием.

На Соловецком архипелаге проживание в комфортабельных условиях.
На Соловецком архипелаге проживание в комфортабельных условиях.

Привыкший к комфорту сын после сплава обычную кровать стал воспринимать как невероятное счастье, оценил разницу, называется! У него проявилась, наконец, внутренняя благодарность за простые вещи, которые он имеет.

Максимальная безопасность на сплаве: спасжилеты, каски, снаряжение. Опытный руководитель сплава, медик.

Педагоги, гиды, вожатые с опытом, вовлечены в общение с детьми. История, биология, математика, география, все, что дети узнают, ежедневно обсуждается в виде исследовательских задач и креатив-боев, так знания применяются и запоминаются.

В качестве трофеев будут выловленная своими руками щука и уха, увиденные вблизи белухи, морские звезды, которые ты можешь потрогать и разглядеть, удивительные скрученные ели, литораль после отлива, по которой ты идешь на остров, а через пару часов она уже скрылась под водой у тебя на глазах, сертификат об участии в сплаве и диплом курса теории решения изобретательских задач и многое другое.

Я уверена, что каждому подростку нужна среда для взросления. Реальные походные трудности, через которые он поверит в себя, научиться доводить начатое до результата, узнает историю свой страны, увидит красоту природы, познакомится с неординарными людьми.

Переходите по ссылке, чтобы узнать подробнее о программе «В лабиринтах наук»!