Сергей Смирнов родился в Москве. Окончил Московский железнодорожный техникум. Публиковался в журналах «Кольцо А», «Нева», «Юность», «Север», «Крещатик». Дважды лауреат литературного конкурса маринистики имени Константина Бадигина. Участник и победитель кинофестивалей. Бронзовая медаль на Всероссийском фестивале некоммерческих фильмов «История и Культура» в Санкт-Петербурге (2015); диплом 3 степени в номинации «Документальное кино»; диплом за лучший фильм, отражающий тематику на международном фестивале молодежного и семейного фильма «Кино-Клик» в Ярославле (2015); лауреат кинофестиваля «КиноТок» в Орле (2019).
На Дунае
Вот говорят, что вода в Дунае будто небесного цвета… Но это не так! Или не совсем так. Возможно, в девятнадцатом веке, когда Штраус писал «На прекрасном голубом Дунае», то река действительно была настолько чиста и прозрачна, что в водах ее отражалось небо. Но в наше время все по-другому. Даже у истока, в верховьях Дунай не так уж и чист. Более сорока тонн ртути, свинца ежегодно попадает в Черное море. Река постоянно меняет цвет. Она то желтая, то свинцово-серая… Быстрое течение на всем протяжении перемещает огромное количество гальки, гравия, песка. Эти гигантские по своему весу массы, находясь в постоянном движении, с большой скоростью устремляются вниз, образуя разветвленные рукава, протоки, тысячекилометровую дельту с выходом в Черное море. Вот по какой реке в низовье ходят суда: сухогрузы, нефтеналивные танкеры морского класса, а также класса «река-море»…
В самом конце восьмидесятых на таком танкере мы вышли из Херсона. Наш водный путь лежал до Измаила. Везли соляру. Раннее утро, туман стелется… Река в этом рукаве узкая, что называется, и двум шлюпкам не разойтись.
Взяли на борт одного охотника. Тот долго уговаривал капитана, что, мол, срочно нужно добраться до дому. А после пожалели об этом. Утром этот охотник с ружьем вышел на палубу и давай палить в чаек. Боцман, видя такое непотребство, от досады даже полез в карман за сигаретами, находящимися под запретом, как нарушение пожарной безопасности.
— Вот увидите, — обещал он, — принесет нам эта пальба большие неприятности. Кто этого «карася» научил в чаек целиться с палубы? Очень нехорошая примета.
Прибрежные ивы в три обхвата полощскали свои ветви-руки в зеленоватой воде. Небольшие бухточки заросли осокой и рогозом. Август — птицы готовятся к перелету. Сюда из Румынии прилетают пеликаны. Эти большие белые птицы плавают парами, то и дело, скрываясь в воде, выискивая рыбу. Наш танкер шел с опережением графика. Мы торопились. Чем больше рейсов сделаем, тем выше будут премиальные за досрочное выполнение плана. Маршрут известен, по Дунаю ходили не раз. Но что такое? Под килем зашуршала галька, заскрежетали камни по днищу, судно дернуло. И мы сели на «банку»!
Рулевой попытался повернуть штурвал, но все напрасно.
— Штуртрос заклинило, — произнес старший помощник, — мать честная, вот теперь возись с передачей. Хорошо, если только где-то в шкиве цепь застряла. Надо срочно руль осмотреть. Не ровен час и его погнули на этой проклятой «банке», — и со всей силой ударил кулаком по порошковому огнетушителю, висевшему в углу на выходе из рубки.
Весной размывали, углубляли в этих местах фарватер, но своенравная река снова наносила с верховьев камни, песок…
Из Измаила подошли два буксира. Из Херсона вызвали танкер с меньшей осадкой. На подошедший танкер перекачали часть соляры. Буксирами и своими дизелями не сразу, но сдернули судно с мели.
Река коварная, с подвохом. В этих местах можно увидеть, как на намытых галечных островах ржавеют брошенные полузасыпанные остовы кораблей, которые так и не сняли. Вот вам и прекрасный голубой Дунай!
Продолжение следует...
Черноморские очерки. Часть первая
#современная проза #современные писатели #литература #формаслов