Найти в Дзене
Языковедьма

Как у славян звук [x] появился (один из путей)

Как известно, русский язык - это один из вариантов развития праславянского, который в свою очередь является одним из вариантов развития праиндоевропейского. В процессе эволюции многие слова изменились до неузнаваемости, но они менялись не хаотично, а в соответствии с определенными закономерностями.

Эти закономерности - фонетические законы, и говоря о звуке [x] у славян, следует начать с закона Педерсена (1895) год.

Тот же закон был, кстати, открыт другим лингвистом, К. Уленбеком на год раньше, но так уж сложилось, пускай и несправедливо, что закон называется не его именем.

Закон заключается в следующем:

Звук [s], если он следовал после звуков [i], [u], [r] или [k], и если после него не следует взрывной звук [p], [t] или [k], переходил в звук [x].

Объясняю нагляднo: сочетание [iso] по этому закону переходит в [ixo], потому что здесь все условия соблюдены, а [oso] не переходит в [oxo], потому что после [o] этот процесс не происходит. И так же сочетание [ist] не превращается в [ixt] из-за звука [t], который "мешает" этому переходу.

Запомнить это правило несложно, потому что звуки, после которых оно работает, составляют слово "руки". Поэтому его даже иногда называют "законом руки".

Ну а теперь конкретные примеры:

  • *teisos > *teixos > праславянское *tixъ > русское "тихий"
  • *pers > *porxos > праславянское > *porxъ > русское "порох"
  • *wṛsus > *wirxus > праславянское *vьrxъ > русское "верх"
  • *leiksos > *leikxos > праславянское *lixъ > русское "лихой"
  • *saṷsos > *soṷxos > праславянское *suxъ > русское "сухой"
  • *aus > *aux > праславянское *uxo > русское "ухо"
  • *blusa > *bluxa > праславянское *blъха > русское "блоха"

Скорее всего переход не произошёл в одночасье. По всей видимости сначала звук [s] стал из свистящего постепенно становиться в этой позиции чуть более шипящим, приближаясь к [щ]. Теперь рот приоткрывался чуть больше - уже не нужно было смыкать зубы. А также при произнесении [щ] уже немного задействуется горло, в отличие от [s].

Звук [щ] относительно сильно напрягает речевой аппарат, и постепенно он опустился ещё дальше к горлу, и, наконец, превратился в [x].

Почему именно в этих позициях произошёл такой сдвиг?

Видимо, они были изначально наименее удобными.

Почему сейчас он не происходит в подобных случаях?

Во-первых, мы не знаем, может быть, он и происходит, незаметно для нас. Это же вопрос не одного века, а иногда и не одного тысячелетия.

Во-вторых, то, что было особенно неудобно говорящим на том языке в тот период, нам не понять. Может быть, с нашим сегодняшним произношением нам это уже не так критично. Это ведь дело привычки - вот французам удобно выговаривать "Сартр" с грассирующим [p], например, а нам нормально даётся слово "здравствуйте", которое иностранцы радостно упростили бы раза в два. А характер звуков [s], [щ], [x] и всех остальных, мог очень сильно отличаться несколько тысяч лет назад.

Поэтому каждый фонетический закон актуален только для определённого периода. В частности, закон Педерсена происходил в середине первого тысячелетия до нашей эры, и это было до сатемизации.

То есть когда праиндоевропейский мягкий звук [k'] превратился в праславянском в [s] в процессе сатемизации, дальше в [x] он не превратился, потому что закон Педерсена уже не действовал.

Например, слово "писáть". Праиндоевропейский корень *peyk превратился в *peis, оттуда в *писати, и больше, в принципе, с ним ничего уже не произошло. Ну, разве что, окончание сократилось, и стало "писать".

Насколько понятно по шкале от 1 до 10? :)

t.me/lang_witch_ | vk.com/lang_witch