Часто мы сталкиваемся, с тем, что участие в выставке или конкурсе платное. Предлагаю разобраться, что такое оргвзнос и куда идут потом эти средства.
Любой масштабный проект и мероприятие требует расходов. Аренда зала, оплата труда тех, кто делает всю черновую работу, хостинга и доменного имени сайта, реклама, печать пригласительных, грамот, каталога, фуршета, перевозки и многое другое. Подчас, у многих выставок и конкурсов нет какого-либо финансирования со стороны частных лиц и государства, а желание что-то делать есть. И поэтому средства на реализаций проекта идут из оргвзносов.
Крупные тематические проекты с участием именитых авторов имеют финансирование, но выставки, где принимают участие начинающие художники никто финансировать, естественно, не желает. Но эти авторы хотят выставляться, а потому им приходят на помощь конторы, которые собирают денежку в форме "оргвзноса", "участие платное", "fee", "entеry fee". Лучше мало значащие выставки, чем пустое curriculum vitae. В последнее время также многие кураторы тоже делают проекты, где есть оргвзнос (сами понимаете, в какое время живем, а оплату аренды и коммунальные платежи - никто не отменял).
Также если у конкурса есть призовой фонд, то часто он формируется именно из денег, которые идут из оргвзносов.
Было бы наивно полагать, что организаторы кладут "все в свой карман". Какую-то часть - да. Но ведь им же нужно жить на что-то, пока они заняты данным проектом. Это тоже можно понять. Иногда с выставок, где участие платное, все же продаются работы. Но поскольку организаторы не могут рассчитывать на то, что они отобьют всю сумму аренды за счет продаж, то взносы за участие - своего рода подстраховка и возможность для организаторов работать "в ноль". Также встречаются символические пожертвования за развеску работ (в размере 100-200р).
Многие европейские конкурсы имеют оргвзнос. Это распространённая практика. У нас в России чаще всего наличие оргвзноса выше 600-700 р - это свидетельство того, что организаторы мало заинтересованы в качестве самих работ. Да, бывают случаи, когда молодые или начинающие кураторы снимают помещения под свои проекты, потому есть оргвзнос (или художники сами что-то арендуют под выставку). Поэтому если Вы хотите знать точно, куда пойдут суммы за участие, заинтересованы ли тут именно в Ваших работах или Вас позвали просто для количества, то стоит познакомиться с куратором, узнать о его прошлых проектах. Есть люди, которые годами делают одинаковые проекты из серии "Выставка по имени весенняя выставка", "Выставка по имени осенняя выставка" и чаще всего подобные кураторы обитают при каком-то союзе (поскольку союз дает им приток художников, а эти выставки записываются под эгидой данного союза). И для того, кто-только сделал свои первые картины выше описанные выставки - отличный способ наполнить хоть чем-то своё cv, целью которого является продемонстрировать активность автора.
Бывают кураторы, кто по неопытности или по каким-то иным причинам смогли найти только помещение с арендой.
Но задерживаться на этапе участия в сборных-солянках на тему "все обо всём" особо не стоит. Если в CV стоят выставки на одной и той же площадки с одним и тем же куратором (или под эгидой одной и той же институции), то это своего рода свидетельство, что автор не интегрирован в арт-сообщество, о его творчестве мало кто знает вне союза или творческого объединения.
Надо понимать, что чаще всего под тематические проекты, где есть отбор работ, грамотно выстроена экспозиция - помещения предоставляют институции, которым эта выставка нужна (даже если это выставка из серии "Любовь моя Москва" или "Осень золотая"). Просто не все кураторы имеют время, силы и желание договариваться за полгода или за год о выставке. Гораздо проще и быстрее договориться с площадкой, которая сдает в аренду свои залы. И кто-то умудряется даже этим жить, получая с суммы, оставшейся после оплаты аренды, фуршета и печати грамот даже небольшой доход. У некоторых даже есть свои боты (или живые люди) для рассылки, безостановочно рассылающие всем подряд в соцсетях, мессенджерах и на почту "приглашаем принять участие".
Участие в open call, где есть отбор работ, которые проводятся в статусных местах и маститыми кураторами чаще всего бесплатное. Также как и в арт-резиденциях, где от тебя требуют описание и эскизы проекта, которые ты будешь делать там, тоже бесплатное (а еще выдают материалы и помогают добраться), т.к. там нужны именно Вы и Ваш проект. А всякие "выездные пленэры" из серии оплатите сами жилье, дорогу, питание, проживание краски и мы сделаем выставку - дело совсем другое. Тут выгода для организатора явно не в тех картинах, которые Вы там нарисуете.
В случае с выставкой, если Вы везете картины из другого города, то транспортировку галерея оплатить не сможет. Но какие-либо оргвзносы за то, что у них висит Ваша работа более 700 р, галерея не потребует, т.к. они выбрали Вашу работу из многих и заинтересованы в ней в рамках данного проекта.
В ходе своей кураторской деятельности я поняла, что оргвзносы - не мой путь. Так как теряешь возможность выбирать. Часто авторы, у которых хорошие интересные работы, отказываются от участия с проекте, где есть оргвзнос. Они считают это ниже своего достоинства, даже если это просто взносы на оплату только аренды.
Искусство - это область, где расставлены ловушки. Художнику подчас хочется почитания, ощущения собственной значимости грамот "первое место" и "гран при" настолько сильно, что он готов из своего же кармана годами оплачивать печать этих грамот с его фамилией и спонсировать конкурс, где его чествуют. И подчас люди не понимают, насколько далеко это все отстоит от действительной востребованности как художника в виде продаж, сотрудничества с галереями, участием в биеннале, премий в области современного искусства, участием в арт-ярмарках (где, кстати, никаких оргвзносов для тех, кого выбрали из сотен заявок нет и в помине), выходов на аукционы. Поэтому чтобы не разочароваться и не озлобиться, лучше включить здравый смысл и спросить ещё на берегу: а какие на самом деле возможности открывает мне участие в этом конкурсе\выставке?