Экоактивисты бьют тревогу.
Правительство РФ подготовило постановление, которое касается выпуска автотранспорта экологического класса «Евро-0». Такие меры могут быть только временными, иначе города начнут задыхаться от выхлопов дымящихся автомобилей, предупреждают опрошенные ForPost эксперты.
Введение санкций привело к тому, что российский рынок покинули многие автомобильные холдинги Америки. А некоторые из них просто сократили выпуск своих новых моделей. В силу этого, на российских автозаводах возник дефицит зарубежных комплектующих и электроники.
Чтобы хоть как-то восполнить образовавшиеся пробелы, из Германии начали активно завозить б/у иномарки, которые затем разбираются на запчасти.
Хуже всех пришлось партнёрам АвтоВАЗа, считают эксперты. Огромнейший автозавод почти полностью находится в зависимости от автокомпании Рено, которой принадлежит большая половина предприятия — 68 процентов акций завода.
«Когда Renault пришёл на АвтоВАЗ, он выстроил цепочку поставок таким образом, что если автомобильный завод простаивает хотя бы день, тут же возникают проблемы у поставщиков, где-то увольняют людей», — рассказал ForPost эксперт по городскому транспорту Роберт Ян.
Перед Министерством промышленности и торговли Российской Федерации возникла задача сохранения огромного количества предприятий автомобильной отрасли. Вместе с этим, необходимо было сохранить кадры для того, чтобы классные специалисты не оказались на задворках рынка труда.
Поэтому в высших эшелонах власти решили дать зелёный свет выпуску автомобилей всех экологических классов, в том числе и «Евро-0».
Для этого был разработан проект постановления правительства о «правилах оценки соответствия колёсных транспортных средств, выпускаемых в особый период». Осталось только дождаться его утверждения, чтобы на рынок могли выйти 5 тыс. грузовиков КамАЗа стандарта «Евро-2».
Ещё по теме: Берегись автомобиля: повторит ли российский авторынок судьбу кубинского
Это решение принималось в авральном режиме, уверен президент федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук. Поэтому стратегически важное постановление пока повисло в воздухе.
«У нас автопром настолько зависит от импорта, что мы не сможем самостоятельно выпускать легковые автомобили класса «Евро-0», класса «Евро-5». Скорее всего, постановление правительства коснётся коммерческой техники, комбайнов, грузовиков», — сказал собеседник ForPost.
Автомобильная промышленность РФ имеет все необходимые технологии. А новое постановление правительства необходимо лишь для того, чтобы воссоединить звенья производственной цепочки, которую разорвали западные партнёры, отметил эксперт по городскому транспорту Роберт Ян.
«При производстве автомобилей «Евро-2», «Евро-3» каждая единица техники должна проходить внутреннюю обкатку. Транспортное средство по дорогам не ездит, но его двигатель работает. Только после завершения длительных испытаний автомобиль получает сертификат «Евро-2». Чем выше экологический класс, тем дольше длятся испытания. Чтобы исключить эту процедуру в производственной цепочке, чтобы заводы стали быстрее производить продукцию, и было принято решение понизить экологический класс до «Евро-0». Автомобили этого экологического класса тестирование не проходят», — пояснил Ян.
Ещё по теме: На заводе Renault в России будут выпускать наши авто Lada
Правда, некоторые борцы за экологию начали выражать свою обеспокоенность. Они считают, что во имя спасения российского автопрома, правительство «наносит сокрушительный удар по экологии».
Европейские страны, США и Япония отказались от «Евро-0» ещё в начале 90-х, из-за проблем с экологией. А РФ ввела «Евро-2» лишь в 2002 году. Уже после того, как в крупных городах люди уже начали задыхаться от выхлопных газов.
В Министерстве природы РФ поддержали опасения экоактивистов:
«Однозначно любой откат экологических программ назад неминуемо влечёт за собой ущерб. В данном случае ущербом будет являться ухудшение качества воздуха в густонаселённых городах».
По мнению Кирилла Форманчука, в случае принятия нового постановления правительства вся ранее проделанная работа превратиться в мартышкин труд.
«В автомобилях класса «Евро-5» установлены катализаторы, фильтры. В транспортных средствах «Евро-0» этого всего не будет. Никакой системы очистки газов в них нет. По городам начнут ездить машины, за которыми будет тянуться клубок дыма, как у старых «Икарусов». Жуть и ужас».
Ещё по теме: Назван предел ожидаемого роста цен на авто
Надо сказать, что в самом постановлении есть чёткая оговорка: нельзя исключать использование каталитических нейтрализаторов, которые отвечают за снижение выбросов. И если в конструкции автотехники они предусмотрены, то должны обязательно применяться.
Только вот где их брать, если китайские поставщики, на которых так Россия надеялась, отказались от сотрудничества с российскими заводами?
«Китайцы выпускают всё по лицензии и не хотят ни с кем конфликтовать. Например, ABC выпускает только Bosch. Китайцы не могут их поставлять в Россию, иначе сами окажутся под санкциями. Аналогичная история и с другими импортными комплектующими, в том числе отвечающими за очистку выхлопных газов», — уточнил Кирилл Форманчук.
Тогда выходит, российский рынок наводнят легковые автомобили и грузовики в нарушение международных требований безопасности и технического регламента Таможенного союза, в котором разрешается выпуск машин только класса «Евро-5» и выше?
Между тем, эксперт по городскому транспорту Роберт Ян заверил, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации готово взять всю ответственность за риски на себя.
Ведомство совместно с экспертным сообществом работает сейчас над вопросом временного упрощения технических регламентов.
Здесь напрашивается народная мудрость: «Нет ничего более постоянного, чем временное». Хотя Роберт Ян с этим не согласен.
По его мнению, основная производственная цепочка будет восстановлена к концу 2022 года. А в 2023 году будут донастроены и остальные механизмы.
«Я видел план по росту экономики. Ситуация стабилизируется в 2024 году. За два года автомобильная отрасль полностью восстановится. Повторюсь: снижение экологического класса — временная мера. Когда всё заработает, она будет отменена. Поэтому поводов для паники нет. Мы не умрём. Всё хорошо», — резюмировал Ян.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.