Найти тему

Об оловянном солдатике и любви-призраке

(Художник Ника Гольц)
(Художник Ника Гольц)

В детстве не существовало для меня сказки скучнее стойкого оловянного солдатика. Вот о чем она хоспаде?? Ну солдатик, ну мечтал о танцовщице, ну выпал в окно, и началось его путешествие. Сначала мальчишки подобрали и пустили на бумажном кораблике по ручейку, потом рыба его проглотила, и вернулся он домой в животе этой рыбы, да и сгорел в печи вместе с танцовщицей. Когда дочитываешь до конца, думаешь, ну и зачем я это все читала. Одиссея из серии «жил жил да и помер». 

И вот спустя 25 лет эта сказка снова появилась у меня перед глазами благодаря заботливым коллегам. И спустя почти год учебы в институте психоанализа, Я НЕ МОГУ ЕЮ НАЧИТАТЬСЯ, и радуюсь, что ребенок неустанно ее требует.

Невероятно, насколько ярко она описывает невротический конфликт и сбегание от жизни. 

Мы всегда стремимся к целостности, но стать таковыми являются нам мешают травмы, которые будучи непроработанными, отщепляют от психики осколки и упрятывают их глубоко в подвал бессознательного. И тогда мы как одноногий солдатик ищем свою потерянную часть у другого. Нам нужен «другой», чтобы стать цельным. Даже в языке прижилось «вторая половинка». Удивительно, что танцовщица тоже стоит на одной ноге («другую она подняла так высоко, что оловянный солдатик не сразу ее заметил» - красивый образец проективного восприятия - другой всегда такой же как я - другому присваиваю свои чувства, мысли, влечения). И солдатик и танцовщица стоят на одной ноге - он или она нужен мне как костыль. Однако, солдатик ни на шаг не может к ней приблизиться, предпочитая фантазии о ней реальным действиям - исток невротического конфликта - имею потребность, но делаю все, чтобы она не была удовлетворена.

Комплементарные и идеализированные образы стойкого солдатика и прекрасной танцовщицы так никогда и не объединяются в любви, чем Андерсен в этой сказочной форме показывает, что романтизированная или если хотите, идеальная ( то есть невротическая) любовь невозможна в жизни, зато образно ведёт к разрушению и смерти - огонь печи в итоге спалил их обоих. Солдатик, идеализировавший танцовщицу, и державший ее в своей голове на протяжении всех своих невзгод, так и не узнал ее по-настоящему, так и не испытал истинную близость с «другим», так и не развенчал ее образ, приблизившись к реальной жизни, но щедро увивал его слоями своих проекций: «она по-прежнему стоит здесь, не опустив ногу, вот это стойкость, подумал он».

Есть и зло, воплотившееся в образе тролля, которого солдатик винит в своих невзгодах - и в том что ветром в окно его сдуло, и в том, что рыба его проглотила, и в том что с танцовщицей не получилось - у человека, избегающего брать ответственность за ход своей жизни, всегда есть, на кого эту ответственность повесить. Как правило это злой рок, фатум, судьба, стечение обстоятельств. 

Отдельного восхищения заслуживает образ неуправляемой воды - ручеёк, который несёт солдатика все дальше и дальше от его цели, от любви, от жизни, на которую он никак не может повлиять, ведь он не может сделать и движения. Водоворот жизни несёт нас через свои перекаты, унося все дальше от целей, если мы не опускаем в него и весла. В такой жизни можно и утонуть. Многие тонут. Бессознательное со своей вытесненной болью, травмами, страхами, запретами управляет нами, и поглощает того, кто избегает с ним очной встречи, затапливает вытесненными чувствами, рвёт невротическую личность на куски, и все время уводит от истинных мотивов, желаний и целей, как сценарий, из которого невозможно выйти. Психологи знают, как трудно выдернуть человека из семейного сценария, ведь бессознательное (злой рок, тролль, порча, проклятие, полнолуние) все равно туда нас возвращает. Кстати как и рыба, проглотившая солдатика, чья туша оказалась аккурат на той же кухне, откуда солдатик улетел в окно 👌👏 (и снова браво). И казалось бы, ну вот оно счастье, ты вернулся домой, танцовщица прямо перед тобой, но нет, ты вернулся в СЦЕНАРИЙ, «от судьбы не уйдёшь», сгори же в печи ярким пламенем. Однако наш солдатик на то и «стойкий», «вытянулся, голова прямо, грудь вперёд», чтобы скрыть за этим фасадом великолепия и силы и стойкости свои слабости, незащищённость, беспокойство, неспособность бороться за себя. За фасадом сильного человека всегда скрывается бессилие, уязвимость.

Мне нравится, что главный герой и его возлюбленная вообще говоря и не живы вовсе. Они игрушечные. В общем они и не выбирали в этом сценарии ничего. Зато мы можем выбрать. Если посмеем встретиться с собой настоящим и живым.

Великолепная, глубокая, аналитически многослойная история, как и жизнь каждого из нас.

А кстати. Если бы солдатик и танцовщица встретились в реальной жизни, я предположу, что они возненавидели бы друг друга, видя друг в друге своё же «несовершенство» 👌.

#психолог онлайн #Психоанализ #психология жизни #невроз #тревожность #психология семьи #консультация психолога #психологияотношений #психологконсультант