Почему расширенная ответственность производителя, которая должна способствовать развитию раздельного сбора и переработки, мало чему способствует? Ранее я описывала, какие «плюшки» должна давать (и дает за рубежом) РОП потребителю.
Сейчас про то, почему у нас этих «плюшек» еще долго ждать. Будет много букв, но в конце вы поймете очень важные вещи.
Что такое РОП
Все товары, которые надо перерабатывать, внесены в специальный «Перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации». Перечень разделен на две части: непосредственно товары и упаковка товаров. Почему так?
Потому что есть контейнеры и пакеты, которые просто можно отдельно купить (без товара) и тогда они сами товар. А есть упаковка, которая выходит на рынок только вместе с продуктом: с молоком, йогуртом, чипсами, колбасой, конфетами, тортами и т.п. К ним разный подход.
Производители тоже разделяются (условно). Производители непродовольственных товаров из перечня утилизации несут РОП и за товар, и за упаковку товара, например, и за телевизор, и за картонный короб от телевизора, и за пенопластовые вкладыши. А вот производители продуктов питания отвечают только за упаковку. Утилизация еды отдана на откуп потребителю.
Перед производителями установлены нормативы выполнения РОП. Например, для пластиковой упаковки (любой) достаточно собрать пятую часть какого-то упаковочного пластика и доказать, что это переработано. Причем можно неперерабатываемую упаковку «закрыть» востребованным ликвидным пластиком. Поэтому ПЭТ бутылки стали такими привлекательными для заготовителей. Для текстиля это 5-10%, самый высокий норматив для макулатуры 35%. Нормативы не растут ежегодно, а пересматриваются раз в три года. Для развития раздельного сбора и утилизации — это целая вечность.
Выполнить свою РОП производители могут или самостоятельно, или заплатив экосбор в бюджет.
Самостоятельная утилизация:
- Производитель сам организует сбор и переработку отходов свой упаковки. Малопривлекательный путь. Не слышала о таком на практике.
- Производитель заключает договор со специализированной компанией, которая организует сбор и передаст отход на переработку. Было очень развито в первые годы реформы, когда мелкий и средний бизнес знать не знал, что он должен какую-то РОП выполнять, а крупный международный бизнес не мог засунуть голову в песок и начал шевелиться, изучать возможности.
- Объединение в Союзы (Ассоциации) для совместного выполнения РОП. Так принято работать за рубежом и постепенно в РФ тоже начали создаваться Ассоциации.
Минусы самостоятельной реализации: суета, расходы, бодание с Росприроднадзором, который может не принять отчет о выполнении. А значит тогда будут и деньги потрачены, и заплатить в бюджет придется.
Плюсы: если бизнес идет по третьему пути, то издержки снижаются, а контроль качества выполнения и оформления документов – повышается.
Уплата экосбора в бюджет. Вот тут становится интересно и печально.
- Нормативы низкие, они не покрывают потребность в реальной работе с отходами. Помойки продолжают расти.
- Ставки экологического сбора (цена за 1 тонну или единицу товара) – тоже крайне невысокие. Этих денег недостаточно для организации многопоточного раздельного сбора и утилизации.
Для сложной упаковки, которую никто не хочет принимать на переработку, бизнесу проще ничего самостоятельно не делать, а просто платить в бюджет. Почему правительство не поднимет нормативы? Потому что оно считает, что у нас нет мощностей по переработке и все равно некуда везти собранные отходы. Откуда появятся эти мощности, если такие низкие цели для бизнеса и ему не обязательно к чему-то стремиться – непонятно.
А что бюджет? Куда он расходует сданные деньги?
Тут еще интереснее…
Деньги из бюджета Правительство может расходовать как хочет, но на сферу обращения с отходами. Т.е. из этих средств могут оплачивать новые мощности для региональных операторов, выдавать на покупку контейнеров им же, субсидировать производство топлива RDF и даже обсуждались дотации на мусоросжигательные заводы. Будет ли при этом собрана и утилизирована сложная упаковка и товары, и в каком количестве – Правительство отчитываться не обязано. Вот такой неравный брак.
Есть еще одно препятствие – региональные операторы.
Правительство сделало регоператоров монополистами в сфере обращения с ТКО, т.е. с отходами, образующимися у населения. Регоператоры хотят делать раздельный сбор сами (за деньги жителей) или не делать вообще. Они не разрешают субъектам РОП развивать на контейнерной площадке сбор упаковки. Как говорится, таблеток от жадности и побольше.
В результате:
- Неперерабатываемых отходов меньше не становится
- Полигоны переполняются
- Раздельный сбор и переработка развиваются плохо
- Правительство стонет, что РОП принесла мало денег вместо того, чтобы сокрушаться, что мало перерабатывается
- Правительство ищет волшебные таблетки и находит их в сжигании
А еще правительство хочет так изменить РОП, чтобы «все, наконец, заработало». Какую новую РОП хотят регуляторы – расскажу в следующей статье.