Найти тему

Черно-белая любовь

В моем домашнем фотоархиве, разбросанном между компьютером, внешним диском и каким-то количеством флешек и SD-карт, наберется добрых пара десятков тысяч фотографий. Это навскидку. Если посчитать точнее, получится, думаю, раза в полтора больше. Что-то я по привычке округлил в сторону уменьшения, каких-то флешек и карточек не заметил, не во все папки заглянул. Плюс еще порядка нескольких сот, а то и тысяча напечатанных фотографий в альбомах той поры, когда цифровые фотоаппараты были в диковинку. Итого, округляя и преувеличивая, чтобы не ошибиться, будем считать, что мой личный фотоархив составляет 25 тысяч фотографий.

Много это или мало? По нынешним цифровым временам такие цифры смехотворно малы даже для любителя, не говоря о профессионалах. Между тем, один из легендарных русских и советских фотографов Виктор Карлович Булла в начале 1930-х годов передал, как гласят документы, «Государственному архиву Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области 132 683 негатива снимков». Судя по описанию, эти негативы охватывали немалый период отечественной истории — от Первой Мировой войны до конца 1920-х годов! Такой факт приводит в своей книге «Перекрестки России» знаменитый мастер фотографии Владимир Никитин. И цифры эти говорят о многом.

Книга фотографа Владимира Никитина только поначалу, пока небрежно пролистываешь ее, кажется обыкновенным авторским фотоальбомом с сопроводительным текстом. Когда вчитываешься в нее, понимаешь: она совсем другая! И совсем о другом. По сути, последняя подготовленная Никитиным книга стала и энциклопедией русской фотографии, и сборником воспоминаний, и тем самым авторским альбомом. Ее хочется разглядывать и, если так можно выразиться, «расчитывать». Ее приятно держать в руках, на ней приятно остановиться глазу.

Почему? Да потому, что книга получилась не столько про фотографию, сколько про человека! Не только про того, который написал и сфотографировал все то, что стало содержанием «Перекрестков России». Это книга о людях по разные стороны фотоаппарата. О тех, кто смотрит в видоискатель и нажимает на спуск — и о тех, кто остается навсегда запечатлен на пластинке, пленке, цифровом носителе. Между ними может не возникать никаких связей. А может проскакивать удивительная искра взаимного вдохновения. Тогда банальная салонная фотография становится настоящим памятником истории. Фронтовой репортажный снимок — свидетельством невероятных высот духа и храбрости, мужества и стойкости. И даже простой пейзаж русской деревни превращается в истинное произведение искусства, если человек, сделавший этот снимок, сделал его с любовью.

Этим словом — любовь — и стоит описывать отношения Владимира Никитина с героями его книги. Всеми героями. Дореволюционными салонными фотографами. Первыми фоторепортерами. Фронтовыми фотожурналистами Великой Отечественной. Послевоенными коллегами по фотоцеху. У настоящего мастера любовь не бывает к чему-то одному. Она всегда — к жизни. А уж как и через что на нее смотреть, каждый мастер решает сам.

Владимир Никитин «Перекрестки России». Издательство «Лимбус Пресс», Санкт-Петербург, 2019 год. Цена в филиале «Гипериона» в арт-пространстве «Нигде кроме»: 570 рублей.

#книги

#гиперион

#книжный гэндальф

#блог о книгах

#литература