Выученная беспомощность — это состояние, образ мышления, отношение к жизни и возможностям.
На формирование личности ребенка влияет его ближайшее окружение, родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя и тд.
К беспомощности у детей может привести:
- Гиперопека, тотальный контроль родителя, благое намерение все сделать за ребенка, неадаптивное воспитание, авторитарные родители, всё это может привести к тому, что ребенок впадает в состояние, когда ему кажется, что от него ничего не зависит.
- Подражание родителю, имеющему синдром беспомощности.
- На ребенка с ранних лет возлагают слишком большие ожидания, которые невозможно соответствовать, поэтому лучше ничего не делать.
- Жестокое отношение в семье сформирует у ребенка бессилие противостоять насилию взрослого, он намного меньше и силы не равны. Ребенок перестанет сопротивляться.
- Непредсказуемый родитель, чтобы не делал ребенок ответная реакция родителя будет непредсказуемой.
- Вторичная выгода. Из детства во взрослую жизнь человек возьмет с собой привычку быть слабым и больным, беспомощным, потому что в детстве, когда ребенок болел, ему давали больше внимания, игрушки и тд.
- Выученная беспомощность может формироваться вследствие повторяющихся неудач.
Работа по восстановлению пойдет быстрее, если вы проанализируете свою беспомощность:
- Увидеть проблему, признать ее, объективно себя оценить.
- Исследовать ее происхождение.
- Отследить повторяющиеся события.
- Определить свои желания и потребности.
- Разрешить себе ошибаться, пробовать снова, получать новый опыт.
- Разобрать свои сильные и слабые стороны.
- Найти ресурсы на изменения и поддержку со стороны, смело просить о помощи.
- Составить реалистичный план действий.
- Взять ответственность за свою жизнь и свой путь, разбивать цель на маленькие шаги.
- Начать реализацию каждого конкретного шага.
- Повышать свою самооценку, поддерживать и верить себя.
- Проработать свои ежедневные мысли и поступки, старайтесь ими управлять.
- Контроль негативных мыслей.
- Повышайте самооценку.
Постепенно, после повторения подобных действий, в мозгу формируются новые устойчивые нейронные связи, и понимание, что все поправимо. Это самое сложное, так как обычно человек ищет причины неудачи, а не возможности исправления.
Попробуйте короткую практику.
Замените привычные фразы и мысли:
Я не могу. У меня не получится. Я не в силах это изменить. Так всегда было и будет.
На:
Я могу. У меня получится. Я смогу это изменить. Может быть иначе.
Корректируйте свои привычки, учитесь влиять на то, на что можете повлиять.
Займитесь повышением своей самооценки, выученная беспомощность взаимосвязана с нелюбовью к самому себе.
Хотите проработать себя быстрее, обращайтесь к психологу.