Найти тему
Ольга Жукова

СИНДРОМ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ

Оглавление

Выученная беспомощность — это состояние, образ мышления, отношение к жизни и возможностям.

На формирование личности ребенка влияет его ближайшее окружение, родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя и тд.

К беспомощности у детей может привести:

  • Гиперопека, тотальный контроль родителя, благое намерение все сделать за ребенка, неадаптивное воспитание, авторитарные родители, всё это может привести к тому, что ребенок впадает в состояние, когда ему кажется, что от него ничего не зависит.
  • Подражание родителю, имеющему синдром беспомощности.
  • На ребенка с ранних лет возлагают слишком большие ожидания, которые невозможно соответствовать, поэтому лучше ничего не делать.
  • Жестокое отношение в семье сформирует у ребенка бессилие противостоять насилию взрослого, он намного меньше и силы не равны. Ребенок перестанет сопротивляться.
  • Непредсказуемый родитель, чтобы не делал ребенок ответная реакция родителя будет непредсказуемой.
  • Вторичная выгода. Из детства во взрослую жизнь человек возьмет с собой привычку быть слабым и больным, беспомощным, потому что в детстве, когда ребенок болел, ему давали больше внимания, игрушки и тд.
  • Выученная беспомощность может формироваться вследствие повторяющихся неудач.

Работа по восстановлению пойдет быстрее, если вы проанализируете свою беспомощность:

  • Увидеть проблему, признать ее, объективно себя оценить.
  • Исследовать ее происхождение.
  • Отследить повторяющиеся события.
  • Определить свои желания и потребности.
  • Разрешить себе ошибаться, пробовать снова, получать новый опыт.
  • Разобрать свои сильные и слабые стороны.
  • Найти ресурсы на изменения и поддержку со стороны, смело просить о помощи.
  • Составить реалистичный план действий.
  • Взять ответственность за свою жизнь и свой путь, разбивать цель на маленькие шаги.
  • Начать реализацию каждого конкретного шага.
  • Повышать свою самооценку, поддерживать и верить себя.
  • Проработать свои ежедневные мысли и поступки, старайтесь ими управлять.
  • Контроль негативных мыслей.
  • Повышайте самооценку.

Постепенно, после повторения подобных действий, в мозгу формируются новые устойчивые нейронные связи, и понимание, что все поправимо. Это самое сложное, так как обычно человек ищет причины неудачи, а не возможности исправления.

Попробуйте короткую практику.

Замените привычные фразы и мысли:

Я не могу. У меня не получится. Я не в силах это изменить. Так всегда было и будет.

На:

Я могу. У меня получится. Я смогу это изменить. Может быть иначе.

Корректируйте свои привычки, учитесь влиять на то, на что можете повлиять.

Займитесь повышением своей самооценки, выученная беспомощность взаимосвязана с нелюбовью к самому себе.

Хотите проработать себя быстрее, обращайтесь к психологу.