Найти тему
Александр Аникеев

Учитель года Калужской области. Заметки по итогам конкурса.

Звание лучшего учителя в регионе возлагает на его обладателя серьёзную ответственность и новый уровень требований к себе.

Ежегодно в апреле проводим среди учителей конкурс "Я в педагогике нашёл своё призвание…" Это наша версия конкурса "Учитель года", которой мы когда-то решили дать такое поэтичное название, подчеркнув глубокое творческое начало педагогической профессии. Конкурс проводится по шести номинациям: учитель, молодой учитель, воспитатель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, мастер производственного обучения. В каждой номинации по три финалиста, а в финале каждый из них выступает с небольшим монологом по теме, связанной с образованием. Всегда лично отбираю темы дискуссий, стараясь охватить самый широкий спектр направлений системы образования.

Первое, что бросилось в глаза – отсутствие мужчин среди педагогов-финалистов. В предыдущие годы до финала всегда добирались мужчины, преподававшие физическую культуру, физику и математику, или иностранные языки. При этом кадровая ситуация в системе образования за последние годы говорит об обратном: количество мужчин-педагогов в образовательных организациях с каждым годом растет.

Обсуждали с финалистами обновленный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Меня настораживает, что наши педагоги часто недооценивают значимость стратегических документов для своей работы. Основным ориентиром для работы учителя должен быть именно стандарт, а не учебник. Привел в пример преподавателей колледжей, которые ориентируются на профессиональный стандарт. Заметил, что не все участники четко понимают значение и определение функциональной грамотности, а также не всегда могут рассказать об исследованиях качества образования.

Самый живой отклик вызвали темы об использовании цифровых технологий в образовании, но должен сказать, что педагоги совмещают понятие технологии и метода. В обсуждении мы остановились на двух суждениях: цифровые платформы никогда не заменят живое общение, но неуклонно меняют мир вокруг нас.

В контексте диалога о федеральных проектах поговорили про работу школьных театров. Интересно, что многие педагоги до сих пор считают школьный театр уделом профессиональных актеров и режиссеров. Никто не просит педагогов воплощать на школьной сцене систему Станиславского или биомеханику Мейерхольда. Нужно выбрать произведение, внимательно его прочитать и представить в виде нескольких мизансцен, обсудив со школьниками проблематику текста и его основные смыслы. В этом и состоит особенность театральной педагогики – погрузить детей в пространство культуры и провести с ними культурологическую работу, открывая достижения мировой художественной культуры. Всегда вспоминаю сцену из выдающейся картины Сергея Соловьёва "Сто дней после детства", где вожатый в исполнении Сергея Шакурова рассказывает детям о "Джоконде". Такие мероприятия имеют и воспитательное значение.

Каждый участник финала может справедливо считать себя победителем. Триумфаторам 2022 года я желаю успешной повседневной работы и новых победных вершин. В этом году конкурс "Учитель года России" пройдёт в Тюмени, и наш регион обязательно будет представлен на этом престижном смотре педагогической мысли. В 2021 году учитель биологии из Обнинска Ольга Нужнова вошла в число 15 лауреатов конкурса "Учитель года России 2020". Будем надеяться на новую фамилию в истории успехов калужского образования!

Выступление педагога на финальном этапе не должно превышать 90 секунд
Выступление педагога на финальном этапе не должно превышать 90 секунд