Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Мнение: как бизнесу мигрировать на отечественный софт

Важно не снижать уровень автоматизации

Поэтому можно выдохнуть и заняться главным – резервным копированием и репликацией данных / Евгений Разумный / Ведомости
Поэтому можно выдохнуть и заняться главным – резервным копированием и репликацией данных / Евгений Разумный / Ведомости

После приостановки работы ряда зарубежных поставщиков ПО в России кто-то начал судорожно искать отечественные аналоги используемых продуктов, а кто-то – переводить процессы в аналоговый формат. В результате у российских поставщиков образовались очереди на внедрение, а реальной пользы бизнес не получил.

Быстро запустить проекты, к примеру, в сфере управления производством или бизнес-аналитики невозможно. По большей части это сложные, дорогостоящие внедрения, требующие глубокого предварительного анализа процессов и до года фактических работ. Исключения – облака, но они в России пока не так уж популярны.

Главное в данной ситуации – не принимать решений в состоянии тревоги и растерянности. Уход IT-поставщиков с российского рынка не означает, что бизнес мгновенно отключат от IT. Это физически невозможно. По факту компании не смогут получать техподдержку из-за рубежа, доступ к обновлениям платформ и приложений. Тем не менее около года они смогут поддерживать ПО в рабочем состоянии.

Поэтому можно выдохнуть и заняться главным – резервным копированием и репликацией данных. Нужно инвентаризировать все информационные активы и понять, есть ли среди них те, что размещаются за рубежом или в иностранных облаках. Их локальные копии позволят даже в случае полного отключения зарубежных серверов быстро восстановить данные и получить к ним доступ. Это потребует от недели работы, а в результате бизнес сможет обезопасить себя от потери критически важной информации.

После этого можно приступать к разработке стратегии локализации. Начинать переезд на отечественное ПО стоит с бизнес-критичных решений – ERP, BI, CRM, т. е. всех тех, что обеспечивают операционную деятельность компании. В процессе выбора конкретных продуктов очень важно не снижать уровень автоматизации. К примеру, в первые недели кризиса многие компании начали переводить сотрудников из продвинутых IT-систем обратно в Excel-таблицы – ведь так дешевле. Это в корне неверное решение. Да, в краткосрочной перспективе можно сэкономить ресурсы. Но что будет дальше? Из-за того что процессы снова станут зависимыми от человеческого фактора, бизнес драматически потеряет в скорости и качестве.

Длительные проекты внедрения имеют свойство затягиваться, а любые задержки приводят к их удорожанию. Нужно установить жесткий срок. Важно изначально сформировать надежную команду: силами одного разработчика тут не справиться. Самый важный человек в ней – архитектор. Это мозг проекта, который отвечает за проектирование системы и ее встраивание в текущий ландшафт. Без него все пойдет прахом. Еще нужны разработчики и аналитики – рабочие руки, – а также спонсор из топ-менеджмента. К примеру, за CRM может отвечать коммерческий директор, а за BI – директор по эффективности. Его задача – выделять ресурсы и двигать проект, даже когда процесс стопорится или одновременно запущено сразу несколько инициатив.

И наконец, не стоит бросаться на амбразуру и сразу же расширять или менять штат специалистов. Достаточно обучить текущих: бизнес-экспертиза, как правило, критичнее, чем техническая. Поможет создание так называемых центров экспертизы – отдельной организационной структуры компании, занимающейся управлением проектами цифровизации, обучением пользователей и контролем качества IT-проектов. В дополнение можно найти в компании сторонников миграции – назовем их амбассадорами. Они смогут популяризировать переход на новые IT-продукты среди рядовых сотрудников.

Полноценный проект внедрения не будет дешевым. Стандартно его стоимость можно рассчитать так: затраты на первичный проект (финансы и трудочасы) * 0,8. Около 20% расходов можно сэкономить на предварительной аналитике, которая не потребуется во второй раз. Ситуация для бизнеса сейчас сложная, но не критическая. Лучше все детально продумать.

Мария Аверина, партнер по управлению департаментом бизнес-аналитики Navicon

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Подписывайтесь на канал «Ведомости»