С 1 апреля вступил в силу новый банкротный мораторий. Он введен Постановлением Правительства от 28.03.2022 № 497. Он продлится до 01.10.2022, но может быть продлен. В начале пандемии коронавируса, уже вводился мораторий на банкротство и все принципы работы предыдущего моратория по-прежнему актуальны, все разъяснения судов по мораторию будут применяться.
Мораторий на банкротство – запрет суду возбуждать дела о банкротстве по заявлениям кредиторов.
Если кредитор захочет признать своего неплательщика банкротом сейчас, то такое заявление возвратят и не будут рассматривать по существу. Должник все еще может подать заявление на «самобанкротство». Это особенно актуально для физических лиц, подавляющее большинство банкротств которых возбуждается по их собственным заявлениям.
Мораторий на банкротство регулируется в ст. 9.1 Закона о Банкротстве, а разъяснения по его применению указаны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44.
Банкротный мораторий распространяет свое действие на всех граждан, индивидуальных предпринимателей и на все организации.
Правила о моратории действуют на каждого, кто указан в Постановлении Правительства. Теперь, в отличие от прошлого моратория, Правительство приняло мораторий в отношении вообще всех: граждане, ИП, организации. Исключение составляют только застройщики многоквартирных домов, объекты которых включены в реестр проблемных объектов.
Это значит, что правила, установленные ст. 9.1. вне зависимости от того, обладает ли должник признаками неплатежеспособности и недостаточности имущества либо нет. Не нужно доказывать, что должник уже фактически банкрот, чтобы получить привилегии от моратория. Мораторием защищены любые организации и граждане, даже если они полностью платежеспособны и вообще никаких просрочек пока не допускают.
Мораторий – это возможность выйти из кризисной ситуации и не испытывать сверхдавление кредиторов, требующих возвратить долги «здесь и сейчас».
Как правило, когда у должника появляется кризисная ситуация, первый заявитель в деле о банкротстве выступает как лакмусовая бумажка. Все остальные кредиторы бегут предъявлять требования, просить оплатить все долги здесь и сейчас.
Вся эта лавина требований приводит к тому, что должник не может рассчитаться ни с кем. Все кредиторы становятся не способными к переговорам, и никто не хочет дать отсрочку или рассрочку проблемной компании.
Мораторий на банкротство ставит кредиторов в положение, в котором у них нет другого выхода, кроме как договариваться. Они вынуждены идти на компромиссы, реструктуризировать долги, предоставлять отсрочки, списывать штрафы.
Мораторий приостанавливает обязанность должника подавать заявление о своем банкротстве.
У каждого должника есть обязанность следить за объемом своих долгов. Если он становится непосильным и должник больше не может рассчитываться со всеми своими кредиторами, то должник обязан подать заявление на самобанкротство. За неподачу такого заявления устанавливается небольшой штраф (до 10 тыс. руб.), а последствия неподачи могут проявиться потом.
Если речь идет о физических лицах, то это может привести к не освобождению от долгов, если о юридических, то к субсидиарной ответственности.
Стоит отметить, что к ответственности могут привлечь если обязанность подать заявление, возникла до введения моратория. После того, как мораторий закончится необходимость подать заявление тоже никуда не исчезает.
Пока длится мораторий, кредиторы не могут реализовывать заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке.
Во время действия моратория не могут реализовать с торгов никакое заложенное имущество. Нельзя продать заложенное имущество с торгов даже если уже вступил в силу судебный акт, который обязал продать предмет залога.
Также на период действия моратория, залогодержатель не сможет оставить заложенное имущество за собой (т. е. стать его собственником в счет долга) или продать заложенное имущество третьим лицам без торгов, даже если это предусмотрено договором.
Речь идет, в том числе, и о жилплощади в ипотеке.
До 01.10.2022 приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.
Это значит, что судебные приставы не могут взыскать ничего со счетов, продать имущество с торгов в счет погашения обязательств должника.
Однако радоваться тому, что приставы не могут ничего взыскать и можно ничего не платить — поспешно. Раньше мораторий вводился только на узкую прослойку компаний, он не был таким всеобщим и теперь правила применения моратория могут скорректироваться. Однако пока они не скорректированы. Необходимо ждать дальнейших разъяснений.
Не все требования по исполлистам подлежат приостановлению. Так, приставы продолжат взыскивать долги по зарплатам, алиментам, возмещению вреда жизни и здоровью.
Также приставы все еще могут накладывать аресты на имущество. Арест – это запрет на распоряжение. Актив и взыскателю не перейдет, но и должник с ним ничего сделать не сможет.
Также перестают начисляться неустойки, пени и штрафы за неисполнение денежных обязательств, за исключением текущих платежей.
Важно отметить, что это будет касаться тех обязательств, что возникли до моратория. Все обязательства, заключённые после 1 апреля, будут носить характер текущих, например, если компания заключает контракт в середине апреля этого года и допустит по нему просрочку, то неустойка будет начисляться.
Но есть и «подводные камни»!
Выйти из компании можно, а вот действительную стоимость доли нужно подождать…
Когда кто-то из собственников хочет покинуть бизнес, то ему положена выплата в денежном эквиваленте действительной стоимости его доли в компании.
Теперь пока компания попадает под действие моратория, такой бизнесмен не получит этих денег. Стоимость доли будет рассчитываться на основании данных за отчетный период, предшествующий выходу, а не на момент окончания моратория.
Также кроме этого для акционерных обществ запрещено покупать свои акции на организованных торгах и осуществлять обратный выкуп акций.
Пока длится мораторий, прекращать обязательства зачетом нельзя, это может быть оспорено.
Не допускается прекращение обязательств зачетом, если это может повлечь нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов. Важно понимать, что зачет почти всегда нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов.
Есть, безусловно, множество нюансов. В некоторых случаях то, что внешне похоже на зачет, суды расценивают как «сальдирование» и допускают. Однако если дело все же дойдет потом до банкротства, каждый зачет будет находиться под пристальным вниманием кредиторов и будет ими оспариваться.
До конца моратория собственники бизнеса не будут получать прибыль от деятельности компании «на руки».
Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.
Это достаточно серьезное последствие. Опять же, если дело дойдет до банкротства, то все выплаченное в качестве дивидендов – придется вернуть все. Фактически это означает, что от своего бизнеса никто не должен получать прибыль себе на счет.
От всех последствий моратория (как положительных, так и негативных) можно отказаться, подав соответствующее заявление через ЕФРСБ
Для компаний невозможность распределять прибыль — это достаточно серьезное последствие. Если дела идут неплохо, клиенты по договорам платят и банкротство не маячит, то зачем эти ограничения претерпевать?
Для таких ситуаций предусмотрен механизм выхода из-под моратория. Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Опубликовать сообщение об отказе от банкротного моратория можно через интернет (https://fedresurs.com/bankrotstvo-otkaz-moratoriy/)
Если компания уже в процедуре банкротства, то мораторий к ней никак не применяется.
Все инициированные процедуры банкротства продолжают рассматриваться в штатном режиме, но новые процедуры начинаться не могут.
Однако арбитражный управляющий может в период действия моратория проводить все собрания кредиторов в заочной форме. Этот пункт, введенный под ковидный мораторий, отменен не был, а значит силу свою сохраняет и сейчас.
Мораторий когда-нибудь закончится, но ряд ограничений будет еще в течении трех месяцев после его прекращения.
Потом запрет на подачу заявлений о банкротстве кредиторами будет отменен, но в течении трех месяцев после отмены моратория все равно будут действовать некоторые ограничения;
1) Все кредиторы по обязательствам, возникшим после моратория, не смогут инициировать дело о банкротстве (но с 01.01.2023 смогут!)
2) Все финансовые санкции: штрафы, пени, неустойки и проценты (в том числе проценты по кредитным договорам и договорам коммерческого займа) будут рассчитываться не на дату подачи заявления о признании банкротом, а по состоянию на 01.04.2022.
3) Все сделки, которые должник совершал в период моратория на банкротство будут считаться совершенными в рамках обычной хозяйственной деятельности. Это значит, что если должника все же признают банкротом, то его сделки будет оспорить сложнее.
4) Срок на оспаривание сделок должника будет продлен с даты введения моратория. Это предусмотрено для того, чтобы кредитор смогли оспорить старые сделки должника, направленные, например, на вывод активов, а должники не смогли прикрыться пропуском исковой давности.
5) Если собственник бизнеса за счёт своих средств захочет профинансировать свою кризисную компанию, то в случае банкротства, он может претендовать на часть имущества компании наравне с остальными кредиторами. Вне моратория, погашение по таким требованиям допускалось после того, как погашены требования перед остальными кредиторами.
Надо помнить, что мораторий — это временно. Да, мораторий позволит должнику выиграть немного времени, найти иные источники финансирования. Однако стоит помнить, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Сейчас весь бизнес находится в одной лодке, и если утонут одни, то они потянут на дно за собой и других: неисполнение контрагентами своих обязательств является самой частой причиной банкротства самих кредиторов.
Автор статьи:
Шадрин Максим, юрист компании Юсконсалт