В преддверии Дня Победы хочется рассказать о параде на Красной площади устами его участника 1971 года Вадима Калинина.
Воспоминания о моём параде лежат здесь.
В конце 1970 года прилетело из Москвы радостное известие о том, что нашей системе предоставляется почётное право представлять ВМФ СССР на параде 7 ноября грядущего 1971 года. Если не ошибаюсь, это должен был быть предъюбилейный, 99-й по счёту парад на Красной площади (в СССР парады проводились не один раз в год). Конечно, такое разнообразие системной рутины не могло не радовать, однако мы плохо представляли себе, сколько потов сойдёт на пути к этому знаковому в нашей жизни событию.
Началось всё примерно в феврале, сразу после зимнего отпуска. Решено было, что пойдут первый и второй курсы. Первым делом отсеяли «окурков», болезных и прочих, не способных ходить строевым шагом, отобрали две «коробки», затем измерили и выделили новенькие шинелки – все по уставу. Нашили «галки» почему-то на оба рукава и выдали карабины СКС. Откуда на складе нашлось такое количество, ума не приложу. Провели занятия по устройству карабина. К слову, машинка мне понравилась!
И началось. С 15.00, по окончании занятий, и до ужина – три часа муштры до посинения. И так до самой летней сессии, потом практика, отпуск, и с 1 сентября всё сначала. Отличие лишь в том, что если в мае мы ходили всё же в робе, то в сентябре подготовка продолжилась в условиях, максимально приближенным к грядущему проходу, то есть, в шинелях. В Баку осень весьма тёплая, и мы отчаянно потели, проклиная всё на свете, в том числе и грядущий парад.
В начале октября нас привезли в Москву и разместили в полуэкипаже недалеко от метро «Сокол». К нашему удивлению, муштрой особо уже не мучили, тренировки проходили с 9 утра до обеда на старом аэродроме в Тушино.
Для лучшего усвоения «материала» привезли взвод кремлёвских курсантов, чтобы показать нам, косолапым, как надо правильно ходить. Подобный строевой цирк я увидел впервые в жизни. Ощущение было, что идут роботы в составе одного большого идеально сработанного механизма. У каждого карабин намертво зафиксирован с корпусом, создавая впечатление, что идут одни сапоги, да ещё с таким гигантским замахом, который нам и не снился. Девчонки с ногами от ушей в дефиле меркнут перед строем кремлёвцев – они шли след в след, как по линеечке, отмеривая ровными длиннющими ногами, как циркулями-измерителями, всю площадь Тушинского аэродрома, не снижая темп. Как при этом они умудрялись держать тяжёлый карабин ровной вертикальной свечкой, нам было совершенно непонятно. Правда, нам потом объяснили, что их СКС имел самое отдалённое отношение к боевому оружию, по существу муляж, максимально облегчённый. Там и приклад был вроде из бальсы, и вся внутренняя начинка изъята. Потому-то они легко держали его только в ладони, более никаких точек фиксации не были. У нас же тяжеленный карабин посередине пристёгивался на крючок, нашитый на шинель, иначе удержать его было невозможно. Но маршировали они лихо! Этого у них не отнять.
Ближе к ноябрю начались ночные строевые учения непосредственно на Красной площади. Некоторые наши товарищи по оружию, пользуясь темнотой и неразберихой, умудрились выдрать исторические фрагменты из кремлёвской брусчатки на память о событии. Правда, они плохо знали историю и даже не предполагали, что брусчатка много раз реставрировалась и обновлялась. Кстати, ходьба строевым по Красной площади – было то ещё испытание, особенно после гладкой как стол бетонки Тушино. Это издали главная площадь страны кажется ровной, на самом деле, куда угодишь следующим шагом после попадания каблука на булыжник мостовой, было лотереей. Надо было быть бдительным, а за несколько ночных тренировок опыта не приобретёшь.
Через несколько лет брусчатку вроде заново перестелили и подравняли. Не знаю, в Москве я уже не был 31 год.
В самом начале московского вояжа, после тренировок нас под руководством пастухов-офицеров водили по кинотеатрам, музеям и прочим достопримечательностям Москвы. Я, может быть, за всю жизнь не исподобился бы сходить в Третьяковку, музей Советской Армии или посетить Бородинскую панораму. Нам всё это показали в рамках культурной программы участников парада, да ещё и бесплатно. Когда исчерпался ресурс организованных культпоходов, стали отпускать в увольнения в индивидуальном порядке.
И вот настало первое увольнение, розданы увольнительные, на сцену выходит наш замполит Сан Саныч Глоба, так смачно описанный у Покровского. Сделал свирепое лицо и начал свою короткую речь перед строем:
– Товарищи пионэры! – вообще, когда он был зол на всех, нас скопом обзывал ёмким словом «пионэррия» с раскатистой буквой «р». – Итак, запомните! Для курсанта второго курса 100 грамм водки – смертельная доза! Употребив оную, юный индивид в военной форме начинает всему свету рассказывать, что знает и не знает, что слышал и не слышал, что видел и не видел. И ещё! Свои концы не суйте в разные грязные дырки, – далее значительная пауза и завершение, – дабы не намотать чего-либо! Строй, напра-во! На выход – шагом марш!
Погода весь октябрь стояла отменная, но по закону пакости 7 ноября резко похолодало и пошёл снег. Во время зачитки приказа министром обороны от холода и нервного напряжения на хорошо продуваемой Красной площади начался курсантопад, то же случалось и с питонами Нахимовского. Подготовленными чувствовали себя только офицеры – слушатели академий. Они заранее позаботились о «горячительном» как до парада, так и во время, потягивая из небольших фляжек. Пили видимо в малых дозах, чисто согреться, потому инцидентов с ними не случалось. Опытные служивые, что сказать.
На марше, наконец, и мы согрелись. Но впереди было ещё одно испытание, которого никто не ожидал. После прохода техники от едких выхлопов дизелей боевых машин на площади стало настолько трудно дышать, что полились слёзы градом. Очень неприятно, я вам скажу. По окончании парада выдали грамотки благодарственные от начальника войск Московского округа. Генерал Москаленко тогда командовал, если не ошибаюсь.
Точечку в этом московском вояже поставил брат, он тогда проходил подготовку в учебном центре в Обнинске на проекте 670. Когда они с женой приехали ко мне в полуэкипаж, мы двинули в кафешку, слегка отметить окончание нашего парада. Всегда приятно и удивительно встретиться с роднёй за тысячи вёрст от дома.
А завершить хочу вот каким памятным эпизодом. В знак единения народа и армии нас было решено прогнать по проспекту Калинина (ныне включает в себя ул. Воздвиженку, Новый Арбат и Кутузовский проспект) от Кремля и до Бородинской панорамы строем – двумя коробками и с песней. Вот это был для меня шок! Пока мы браво маршировали с песней по улицам столицы, народу набилось по обочинам великое множество. И тут мы увидели на глазах пожилых (и не очень) женщин слёзы – это было потрясающе трогательно и незабываемо! Аж голос дрожал. Наверное, именно тогда я понял, чем была Великая Отечественная война для нашего народа и тот парад в ноябре 1941-го, года фашисты стояли под Москвой...
----------------------------------------------------------
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.
Больше записок подводника читайте здесь.
———————————————————————
Книги автора канала на бумажном носителе с автографом можно приобрести, обратившись любым удобным способом к редактору канала по телефону +79214287880 Светлана
———————————————————————
Либо заказать "Книгу по требованию" на следующих ресурсах:
bookvoed Riderо́ OZON AliExpress AMAZON ЛитРес wildberries Читай-город
———————————————————————