Найти тему
NOIR

Как в 70-е Советская водка отжала рынок у виски в США и как Польша на фоне успеха хотела отобрать бренд «водка» у СССР

Водка давно считается не простым спиртным напитком, в является частью культурного русского наследия. Тем не менее, несмотря на качество и ассортимент, советская водка в капиталистические страны практически не поставлялась, за исключением небольшого экспорта через небольшие фирмы, принадлежавшие зарубежным компартиям.

Все изменилось в начале 70-х. Между СССР и США наступил период разрядки и компания «Пепси», которая уже несколько десятилетий грезила завоевать рынок Советского Союза, наконец получила такую возможность. По условиям заключенного соглашения, компания «Пепси» поставляла в союз концентрированный сироп, который впоследствии уже на построенных заводах в нашей стране, разводили водой и разливали по бутылкам. В обмен на сироп, Советский Союз поставлял в штаты отечественную водку, продажей которой на территории своей страны занималась сама компания «Пепси».

В то время в США самыми популярными напитками были виски, бренди и джин. Трудно было представить, что американцы ни с того, ни с сего вдруг отказались от привычного им виски и переключились на исконно русский напиток. Однако примерно так и произошло. Ушлые забугорные маркетологи стали продавать советскую водку под лозунгом: «Как виски, только лайт». Как ни странно, но первыми, кто оценил русский напиток по достоинству, были женщины. В отличии от России, где водку принято закусывать соленым огурцом, в штатах предпочитали употреблять алкогольные напитки в составе коктейлей, для которых водка подходила куда лучше, чем недорогой, пахнущий самогоном виски.

-2

Мощный PR ход, что водка это лайт виски, сработал прекрасно. Подавляющее большинство женщин предпочитало русский напиток всем остальным. А вскоре клубу ценителей нашего напитка начали присоединяться мужчины. В результате в барах и ресторанах водка стремительно стала вытеснять виски из коктейлей.

Тут же забеспокоились регулирующие органы, усмотревшие в лозунге антирекламу отечественных напитков, производимых в США. В результате рекламные лозунг сменили на более лаконичный - «The Vodka». В то же время компания «Пепси» продолжала продвигать водку на американском рынке и агитировала пить напиток не в составе коктейлей, а в чистом виде или со льдом, чтобы по достоинству оценить вкус русского напитка. Это дало свои плоды и вскоре «Столичная» стала водкой №1 в штатах. В барах и ресторанах ее чаще всего заказывали те, кто знал толк в благородных и дорогих напитках.

На волне успеха, видя как водка стремительно завоевывает капиталистический рынок, поляки решили присвоить бренд «водка» себе. Они заявили, что данный напиток изобрели именно в Польше, причем задолго до того, как водка появилась в на Руси. И вообще, мол, «водка» переводится с польского как «маленькая вода». В Советском Союзе такое заявление от члена соцлагеря посчитали недоразумением. Но поляки были настроены серьезно.

-3

В 1977 г. Польша перешла к активным действиям и всеми силами старались оспорить право Советского Союза на реализацию популярных сортов на международной арене. Среди них выделяют следующие водки: «Московская особая»; «Кубанская»; «Пшеничная»; «Столичная». Поляки требовали, чтобы в названиях этой продукции Советский Союз убрал слово «водка».

Дошло до абсурда - чтобы урегулировать вопрос в досудебном порядке, Советскому Союзу вместо слова «водка» предложили печатать на бутылках словосочетание «спиртной напиток», что вызвало бурю негодования в Министерстве торговли СССР. В итоге дошло до того, что право на бренд нашей стране пришлось отстаивать в международном суде.

На начальном этапе разбирательств советские чиновники восприняли попытку оспорить право собственности на бренд ошибкой со стороны Польши. Однако поляки были настроены решительно. В результате начались международные судебные разбирательства.

В 1978 году состоялось первое слушание Международного арбитражного суда. Польская сторона предприняла попытку предоставить на рассмотрение исторические справки с целью подтверждения выпуска первой продукции на польской территории в 1540 году. СССР сумел использовать в качестве доказательной базы выдержки из диссертации Волкова про историю промыслов на территории России и винокуренную промышленность. В документе содержалась исчерпывающая информация о том, что винокурение на Руси активно развивалось в период 15-16 вв.

-4

Несмотря на то что российские юристы серьезно подготовились к судебному процессу, они не сумели тщательно изучить собранную доказательную базу. Во время проверки выяснилось, что представленная информация взята из стандартного отрывного календаря, датированного 1894 г. Следовательно:

календарь не относится в международном суде к серьезной доказательной базе;

информация пестрила большим количеством опечаток и неправильными историческими сведениями.

В результате стало вполне очевидно, что Международный суд становится на сторону Польши.

Однако ситуация кардинально изменилась после того, как глава внешней торговли вспомнил о специалисте по истории кулинарии Похлебкине. Это советский историк, который считается первоклассным знатоком по части геральдики и истории Скандинавии. С его помощью удалось отыскать все необходимые исторические документы, способные доказать правоту советских юристов. По официальным данным, винокурение и приготовление водки начинается в период с 1440 по 1470 гг.

-5

Дополнительно имеется подтверждающая материальная база. К концу 15 века у русских монастырей появляется лишний хлеб, что обусловлено значительным ростом урожая пшеницы. В результате это стало основным сырьем в изготовлении алкогольного напитка.

Что характерно, как фактор определения напитка непосредственно в виде водки расценивался дистиллят полугара. Под этим принято понимать, что ровно половина имеющегося вина из хлеба выгорала в период поджигания. Как результат, это составляло 38% заявленной крепости спирта, которая в период с 1817 года относилась к установленным стандартам. Благодаря этому Международный арбитражный суд принял решение оставить право собственности на бренд у СССР.