Найти тему

Доширак, энергетики, математика в мажоре, или Хорошо ли обманывать ребенка

Привет, я Милана, учитель математики и мама подростков-близнецов.

Я – педагог, а это значит, постоянно учусь. Уметь объяснить, «куда бегает» биссектриса и как вычисляются логарифмы, — это профессия. А знать, как унять подростковую бурю, как мотивировать без давления и вызвать доверие без панибратства – это искусство.

Признаюсь, даже мои собственные дети нередко ставят меня в тупик. И если с учениками лет до 10-ти у меня полный контакт, то с ребятами переходного возраста раньше бывали проблемы.

Иногда в попытках донести до них простые истины я буквально закипала от эмоций... Но однажды мне повезло узнать секретный алгоритм влияния на подростков. Он оказался поразительно прост! Случилось это в летнем лагере Маткласс, куда я отправилась вожатой младшего отряда.

До того, как попасть в этот калейдоскоп приключения, я и не подозревала, сколько всего можно соединить в одной программе: сходить в поход с математикой, по дороге решить задачи, научиться ориентированию, расшифровать координаты тайника. А по пути вспомнить Историю и повторить Биологию.
До того, как попасть в этот калейдоскоп приключения, я и не подозревала, сколько всего можно соединить в одной программе: сходить в поход с математикой, по дороге решить задачи, научиться ориентированию, расшифровать координаты тайника. А по пути вспомнить Историю и повторить Биологию.

Хитрец с Дошираком

Представьте себе: солнце, сосны, волейбол. На завтрак – какао, омлет, бутерброд с черничным джемом. После завтрака — математика, затем, барабанная дробь, — занятия на ударных. У детей ни минуты покоя, и им это нравится. Они за тем и приехали в лагерь, чтобы научиться делать тридцать три дела, попробовать десяток музыкальных инструментов, блок-флейту, дарбуки и погрузиться в алгебру ритмов.

А теперь представьте юношу бледного со взором тоскливым, который в свои 12 лет хочет только спать. И есть. Но не омлет и черничные бутерброды, а лапшу из пластиковой упаковки, которую запасливо прихватил с собой. Когда все разбегаются по кружкам и занятиям, парень остается зевать на скамейке.

— Роберт, у нас музыка начинается! – зовут его вожатые и ребята из отряда.

— Не, я не пойду, — отвечает Роберт. И продолжает зевать.

В лагере отбой в 22:00, подъем в 9:00. Неужели не выспался?

Как выяснилось в первый же день, ночью Роберт не спал, а пил энергетики. А еще юноша взял с собой Доширак и «сидел» в телефоне. Один смартфон сдал вожатым при заезде, второй оставил себе, хитрец. Ну не кошмар ли все это? Как такое вообще возможно, и откуда он взялся, — негодовала я, когда узнала «темную сторону» Роберта.

Ответы на эти вопросы меня поразили...

У детей ни минуты покоя и им это нравится. Они за тем и приехали в лагерь, чтобы научиться делать тридцать три дела, попробовать десяток музыкальных инструментов, блок-флейту, дарбуки и погрузиться в алгебру ритмов.
У детей ни минуты покоя и им это нравится. Они за тем и приехали в лагерь, чтобы научиться делать тридцать три дела, попробовать десяток музыкальных инструментов, блок-флейту, дарбуки и погрузиться в алгебру ритмов.

Он собирался совсем в другое место. Он думал пойти в поход, набил рюкзак лапшой и энергетикам, чтоб сохранять силы для долгой ходьбы. Ему казалось, будет так, как в его прошлом лагере: встали, заварили Доширак и двинулись вперед...

Роберт и предположить не мог, что окажется на программе с математикой, музыкой и активностям нон-стоп. И родители ему не сказали. А, если точнее, — попросту обманули сына, пообещав ему незатейливый отдых с походом.

Они хотели хитростью погрузить ребенка в атмосферу действий, знаний и – «сделать из него человека».

Родителей можно понять, скорее всего у них не было другого выхода, вряд ли бы Роберт согласился сам поехать в математический лагерь. Но, тайное становится явным. Парень быстро понял, что попал не туда. Закрылся, обиделся, ушел в себя, в телефон, в энергетики...

Мне лично ситуация казалась неразрешимой. «Домой его надо отправлять, - думала я, - пусть мама с папой выкручиваются, он ведь нарушил правила лагеря».
Дети начинают сочинять композиции, осваивают техники, в основе которых лежит алгебра, симметрия, анализ. Многие впервые осваивают дарбуки, флейты, знакомятся с нотной грамотой,  и...продолжают в музыкальной школе. Неожиданно для себя и родителей.
Дети начинают сочинять композиции, осваивают техники, в основе которых лежит алгебра, симметрия, анализ. Многие впервые осваивают дарбуки, флейты, знакомятся с нотной грамотой, и...продолжают в музыкальной школе. Неожиданно для себя и родителей.

Теперь я верю не бывает трудных детей

Виталий педагог и руководитель отряда, в котором был Роберт, считал совершенно по-другому. Он настаивал, что парня нельзя отправлять домой. С ним надо работать..

Виталий выделялся спокойствием, спортивным видом, немногословностью – профессиональный тренер, педагог, он объяснил мне, на тот момент юной вожатой, что надо искать к ребенку подход и не сдаваться.

Но ему же вообще ничего не нужно, таких не переделать, — спорила я.

И оказалась не права! Виталий нашел ключ к этому ежику-акселерату. Для своих лет 12 лет Роберт выглядел долговязым переростком. Решение оказалось элементарным до гениальности - педагог поверил в ребенка просто так.

Он попросил Роберта о помощи: «Ты сильный, давай поедем вместе на закупки. Нужно много ватманов и красок к будущему празднику, необходимо твое участие...»

Роберт согласился, и они отправились в магазин, а по дороге разговорились. Именно тогда парень поделился, что считает себя обманутым, что рассчитывал на другое, и чувствует себя в этом лагере отстающим. В ответ Виталий аккуратно напомнил Роберту, что тот, в сущности, еще ни в чем не участвовал. А потому не может знать, где он отстанет, а где опередит.

Здесь нет отстающих и лидеров, победителей и проигравших. Здесь все участники. Педагог по ситуации усложнит или упростит задачу, предложит сочинить свою, превратит задачу в логическую игру. Каждого ребенка вовлекают, заинтересовывают.
Здесь нет отстающих и лидеров, победителей и проигравших. Здесь все участники. Педагог по ситуации усложнит или упростит задачу, предложит сочинить свою, превратит задачу в логическую игру. Каждого ребенка вовлекают, заинтересовывают.

— Сегодня вечерний костер. Буду рад, если ты поможешь мне собрать ветки и все устроить. А по поводу занятий и активностей — поверь мне, здесь нет отстающих и лидеров, победителей и проигравших. Здесь все участники. И ты вольешься обязательно: начни действовать, попробуй музыку, сходи на математику, включайся в игры. Я тебе гарантирую, что-то обязательно окажется твоим!

Ударный финал

— Виталий, что скажете про название «Жуки»?

— Звучит! Это в честь моих любимых Битлов?

— Да! Вы так интересно про них говорили, захотелось повторить. Хотя музон у нас другой, мы больше по хард-року!..

Роберт сотоварищи готовились к концерту в честь закрытия смены. И совершенно не верилось, что этот бодрый паренек с горящим глазами - тот самый нескладный зевака, дремавший на скамейке.

Роберт легко освоил дарбуки и заиграл на них с азартом. Он собрал группу, назвал ее «Жуки» и подбил друзей на выступление. Серьезно, он был теперь рад, что попал в лагерь «Математика в мажоре».

Если б не родительский обман, топать бы ему с рюкзаком, набитым лапшой, и не знать ничего ни про биты, ни про ритмы. Ни про математику, которая, оказывается, основа сочинения музыкальных тем. Ни про саму музыку, которая, быть может, станет увлечением на всю жизнь...

... Я тоже мысленно благодарила папу и маму Роберта. Потому что без них не получила бы урока мудрости и выдержки, который всем нам преподнес Виталий.

Если хотите отправить ребенка в математический лагерь, а он не в восторге от этой идеи, можно и не говорить про математику. Сместите акценты и расскажите чалу об интересных ему активностях, именно они будут занимать основное место.  На фото девочка сочиняет задачу на графы — идеи высшей математики становятся понятными через через рисование, логические игры, турниры, сочинение задач, конструирование.
Если хотите отправить ребенка в математический лагерь, а он не в восторге от этой идеи, можно и не говорить про математику. Сместите акценты и расскажите чалу об интересных ему активностях, именно они будут занимать основное место. На фото девочка сочиняет задачу на графы — идеи высшей математики становятся понятными через через рисование, логические игры, турниры, сочинение задач, конструирование.

Простое решение: похвалить и поддержать того, кто вроде бы, достоин порицания, поверить в ребенка без особых причин, — оказалось верным.

Как объяснить ребенку, зачем ему лагерь с математикой

Если хотите отправить наследника в математический лагерь, а он упорно сопротивляется, сместите акценты. В программах Маткласса есть всё: сплавы, яхтинг, походы, живопись, музыка, история, биология, робототехника, ТРИЗ. Дети занимаются тем, что им интересно и через это открывают новую, нестандартную математику.

В глобальном смысле родители Роберта поступили правильно. Они: сделали ставку на поход и добились согласия сына. Их ошибкой было не предупредить о подвохе команду лагеря. В результате и случился «Доширак». Поговорили бы родители с педагогами открыто, вожатые помогли бы полностью включить парня в активную жизнь с первой минуты.

Дети постоянно, и как бы играючи, работают у доски.  Каждый свободно высказывает свои идеи. К доске выстраивается очередь желающих выдать личный вариант решения задачи, сравнить с вариантами друзей. Начинается коллективное обсуждение, анализ. Именно так воспитывается многовариантное мышление.
Дети постоянно, и как бы играючи, работают у доски. Каждый свободно высказывает свои идеи. К доске выстраивается очередь желающих выдать личный вариант решения задачи, сравнить с вариантами друзей. Начинается коллективное обсуждение, анализ. Именно так воспитывается многовариантное мышление.

Вывод: если и вы отправляете чадо в математический лагерь хитростью, расскажите об этом руководителю. Наставники подведут ребенка к математике «на мягких лапах» - через наглядные задачи, квесты, музыку, рисование, логические игры, конструирование.

Увлечь математикой летом - разве такое возможно?

Абсолютно! Маткласс это делает классно и довольно оригинально. Детей знакомят с красивыми идеями высшей математики. Цель педагогов: научить ребят думать, сочинять, видеть много вариантов решений, искать их самостоятельно без готовых алгоритмов.

Например, осваивают частотный анализ и типы шифрования, пишут шифровки друзьям и родителям, играют в квесты, постигают секреты мастерства Шерлока Холмса, осваивают морскую математику с яхтингом, занимаются живописью с геометрией. А еще – изучают теорию вероятности через турнирные таблицы спортивных матчей и многое другое... Расширяется кругозор, появляется интерес.

Именно на такую смену, уже по собственной доброй воле дальше поехал Роберт.

На этот раз без Доширака, энергетиков и второго мобильного. Парень осознанно выбрал лагерь с походами, спортом, теорией решения изобретательских задач.

 Подростки занимаются стереометрическим конструированием, решают открытые задачи, участвуют в креатив-боях, командных турнирах по кооперативным играм, у них задачи сложнее, темы разнообразнее.
Подростки занимаются стереометрическим конструированием, решают открытые задачи, участвуют в креатив-боях, командных турнирах по кооперативным играм, у них задачи сложнее, темы разнообразнее.

А когда каникулы закончились, попросил родителей записать его на онлайн занятия математикой к тому самому наставнику – Виталию, с которого начались чудесное превращение Роберта.

В характере юноши тоже наметились перемены: он стал уверенным, открытым, общительным. Лето в лагере с математикой изменило его отношения к жизни. И это – одна из самых важных, нематематических задач, которые педагоги Маткласса решают во время каникул.

Я уверена, что опираться на интерес ребенка - самый лучший способ изменить отношения с математикой.

Маткласс приготовил 48 тематических смен для детей с разными интересами с яхтингом, биологией, спортивными турнирами, музыкой, искусством. Есть программы на любой бюджет, в том числе со скидкой 50% по карте МИР, для родителей с детьми и лагеря для детей.

Ответьте на 3 вопроса за 1 минуту и мы подберем программу под ваш бюджет и интересы ребенка.