Ну что, снова попробуем рассмотреть Мир Полудня под микроскопом? На этот раз не будет заклёпок, потому что в этом произведении их просто нет. Так что никаких фотонов, сил тяжести и релятивистских эффектов. Да, если кто не понял, на повестке дня «Трудно быть богом». Как всегда, не забываем время написания – 1963 год.
Ну что, начнём? Начнём. И начнём мы с эпиграфа. Вернее, одного из.
«Должен вас предупредить вот о чем. Выполняя задание, вы будете при оружии для поднятия авторитета. Но пускать его в ход вам не разрешается ни при каких обстоятельствах. Ни при каких обстоятельствах. Вы меня поняли?» Хемингуэй, «Пятая колонна».
Что тут интересно? А вот что. С точки зрения отношений «человек – общество», всех людей (а по большому счёту, всех разумных существ) можно разделить на три категории:
Одиночки – люди, ставящие личные потребности выше всего.
«Групповики» – люди, ставящие потребности своей группы выше всего. При этом группа может быть из двух человек, а может быть – из нескольких миллионов или миллиардов.
Коллективисты – они ставят интересы общества людей (или всех разумных существ) превыше всего.
Так вот, уже на стадии эпиграфа мы видим некоторое несоответствие. Дон Румата Эсторский – коллективист, и люди, работающие в Институте экспериментальной истории – коллективисты. А вот герои Хемингуэя, Боец и Филип – «групповики». И причины запрета на применение оружия у них разные. В первом случае – это морально-этические нормы и философия мира Полудня, во втором – тактические интересы. И Боец, и Филип в случае необходимости застрелят врага и будут гордиться этим, просто сейчас этого делать нельзя...
«Ложа Анкиного арбалета была выточена из чёрной пластмассы, а тетива была из хромистой стали и натягивалась одним движением бесшумно скользящего рычага. Антон новшеств не признавал: у него было доброе боевое устройство в стиле маршала Тоца, короля Пица Первого, окованное чёрной медью, с колёсиком, на которое наматывался шнур из воловьих жил. Что касается Пашки, то он взял пневматический карабин. Арбалеты он считал детством человечества, так как был ленив и неспособен к столярному ремеслу»…
Дзен не любит цитат, так что весь Пролог ТББ цитировать не будем, только самые яркие и показательные элементы. Что мы тут видим? Судя по тексту, и Антон и Анка сделали своё оружие сами, ведь Пашка предпочёл пневматику именно потому, что «был ленив и не способен столярному ремеслу». Итак, дети в Мире Полдня весьма рукастые, что неудивительно, но они ещё знают, что такое оружие. И не просто знают, они умеют его изготавливать…
И теперь вопрос: есть ли основания удивляться тому, что у Сикорски был его верный «Герцог»? Раз даже дети спокойно играют с арбалетами. И – на минуточку! – не игрушечными, а вполне себе боевыми.
Блочный арбалет с натяжением в 40 кг способен пробить кевларовый бронежилет. Не на вылет, конечно, но так, что болт достанет до жизненно важных органов. А ведь натяжение Анкиного арбалета таково, что его надо взводить не крючком или устройством для быстрой зарядки, а рычагом. Да и боевая машина маршала Тоца – это не пистолетный детский арбалет. В своё время мы подобной штукой загоняли электроды в бетонный забор. Иными словами, единственный, кто не вооружён настоящим, пусть и древним оружием – это Пашка. Ну и третий момент, возможно, самый важный – Пашка не делал ружье. Он где-то его взял, и сделано оно на производстве. Вопрос – ЗАЧЕМ? Зачем в Мире Полудня производство пневматических ружей?
Да, тут можно найти много ответов: спорт, охота и т.д. Но всё равно осадочек остаётся. Странный такой…
«Они причалили к северному берегу, где из жёлтого песчаного обрыва торчали корявые корни мачтовых сосен. Анка бросила рулевое весло и оглянулась… Антон перебрался на нос и спрыгнул на берег. Лодка закачалась. Антон взялся за борт и выжидательно посмотрел на Пашку… Они потащили лодку на берег. Ноги проваливались во влажный песок, где было полным-полно высохших иголок и сосновых шишек. Лодка была тяжёлая и скользкая, но они выволокли её до самой кормы и остановились, тяжело дыша»…
Итак – трое вооружённых подростков сбежали из интерната на лодке минимум на несколько часов. На большой лодке, надо сказать, такой, что её тяжело тащить и у неё есть рулевое весло. Вопрос: могло ли это пройти незамеченным? По нашему мнению – нет. То есть, как бы таинственно не происходила их вылазка, о ней знали. Знали и ничего не сделали? Не стали даже искать? Не стали даже контролировать тайно? Да-да, подростки могли не знать о существовании контроля… Хотя о подобных вещах дети обычно знают… Что, опять получается, что Учителям на потенциально смертельно опасную ситуацию наплевать?
«Анка повернулась к ним спиной, подняла арбалет и выстрелила в сосну шагах в двадцати. Посыпалась кора… Анка сильным движением оттянула рычаг тетивы. Мускулы у неё были отличные – Антон с удовольствием смотрел, как прокатился под смуглой кожей твёрдый шарик бицепса.
Анка очень тщательно прицелилась и выстрелила ещё раз. Вторая стрела с треском воткнулась в ствол немного ниже первой».
Двадцать метров. Это ещё одно подтверждение тому, что это не игрушка. Удар стрелы такой, что с дерева сыпется кора, а треск от входа в дерево болта слышен на двадцати метрах. С живого дерева, кстати, не сушины, как мы узнаем примерно там же. Попробуйте стукнуть по сосне так, что с неё кора посыпалась. И ещё одно маленькое наблюдения. Нет упоминания об оптике, то есть Анка стреляет с открытого прицела, если он вообще есть. С двадцати метров. Всаживает одну стрелу рядом с другой. Нет, это реально, но… Но она умеет стрелять, и она опытный стрелок.
«– Зря мы это делаем, – сказала Анка, опуская арбалет.
– Что? – спросил Антон.
– Дерево портим, вот что. Один малёк вчера стрелял в дерево из лука, так я его заставила зубами стрелы выдёргивать».
Какая добрая девочка Анка, заставила паренька, который младше неё, вытаскивать стрелу из дерева зубами. Может, и правда нет ничего страшного в том, что Лёва Абалкин избивал девочку на три года младше него? Может, в Мире Полдня это норма?
Вот такие «не заклёпки». Да, мы знаем – ребята не раз бегали в «самоволки», все об этом знали, но тем удивительнее становится ситуация. Похоже, что пренебрежение к дисциплине в детях воспитывается с малых лет. Ведь одно дело развивать инициативу у ребёнка, а другое – давать ему сбегать из расположения интерната с оружием в руках. Одно дело воспитывать уважение к живой природе, а совсем другое – потворствовать таким «воспитательным» действиям как вытаскивание стрелы из ствола дерева зубами…
Интересно, но нам при первом прочтении это всё в глаза не бросилось. Может быть потому, что сами первый раз прочитали подростками, для которых «приключения» были важнее логики, цельности мира и техники безопасности. Может быть потому, что герои получились убедительные и яркие, и за ними и за лаконичными, скупыми, но удивительно правильными описаниями все эти странности оказались просто не видны. Но они есть, и от них никуда не деться.
Что же, пока всё. Если будет интересно, продолжение последует.