Найти тему
КруиЗеро

Круиз Самара - Нижний Новгород. Часть 6.

Сергей Балакин

Персонал плавучего госпиталя «Кашгар», 1916 г. Фото: Историческая Самара - https://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/
Персонал плавучего госпиталя «Кашгар», 1916 г. Фото: Историческая Самара - https://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/

В завершение темы о памятниках Самары – ещё два, наверное, не слишком заметных. Но они интересны тем, что имеют прямое отношение к речному флоту.

На стене речного вокзала Самары установлена памятная плита в честь ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. На ней перечислены волжские пассажирские дизель-электроходы «Россия», «Карелия», «Эстония» и «Киргизия», которые служили общежитиями для ремонтников и строителей, устранявших последствия трагедии.

Памятная плита на речном вокзале Самары. Фото автора
Памятная плита на речном вокзале Самары. Фото автора

Всего в качестве плавучих гостиниц для ликвидаторов было мобилизовано 13 пассажирских судов разных пароходств. Все они относились к дизель-электроходам проекта 785. Эта серия из 36 двухпалубных пассажирских судов строилась для СССР в Чехословакии на верфи Комарно в 19521958 годах. Первые 16 получили названия в честь тогдашних союзных республик (головной, разумеется, стал «Россией»), остальным достались имена композиторов, писателей и т.п.

Дизель-электроход «Эстония» проекта 785. Фото: fleetphoto
Дизель-электроход «Эстония» проекта 785. Фото: fleetphoto

По прибытии судов в 1986 году к месту аварии их надстройки обшили деревом и фанерой. Как сообщалось, "для теплоизоляции и защиты от радиации".

Все 13 плавучих общежитий на стоянке под Чернобылем
Все 13 плавучих общежитий на стоянке под Чернобылем
Головной дизель-электроход «Россия», обшитый фанерой и переоборудованный для жилья. Фото: fleetphoto
Головной дизель-электроход «Россия», обшитый фанерой и переоборудованный для жилья. Фото: fleetphoto
«Эстония» во время вахты в зоне Чернобыльской АЭС, 1986-1989 гг. Фото: fleetphoto
«Эстония» во время вахты в зоне Чернобыльской АЭС, 1986-1989 гг. Фото: fleetphoto

Упомянутый теплоход (дизель-электроходы повсеместно называют теплоходами, пусть это и не совсем правильно) «Эстония» я хорошо помню: по возвращении из Чернобыля он вернулся на регулярные пассажирские линии, а в 2003 году был продан и переименован в «Киевскую Русь». С 2004 года он долго стоял в ремонте у стенки хладокомбината на Химкинском водохранилище. Здесь я его встречал неоднократно.

Бывшая «Эстония» во время ремонта на Химкинском водохранилище, февраль 2005 г. Судно уже переименовано в «Киевскую Русь», но название на борту отсутствует. Фото автора
Бывшая «Эстония» во время ремонта на Химкинском водохранилище, февраль 2005 г. Судно уже переименовано в «Киевскую Русь», но название на борту отсутствует. Фото автора

В 2010 году «Киевская Русь», так и не завершив ремонт, снова сменила название. Теперь на её борту появилось имя «Князь Воронцов».

«Князь Воронцов» у хладокомбината на Химкинском водохранилище, 2011 г. Фото автора
«Князь Воронцов» у хладокомбината на Химкинском водохранилище, 2011 г. Фото автора

Кстати, на этом снимке слева у борта бывшей «Эстонии» стоит мегаяхта «Балу». В ней трудно узнать старый «омик», тем не менее это радикально перестроенный прогулочный теплоход ОМ-330 1957 года постройки.

Что же касается истории нашего героя, то дизель-электроход так и не вышел из бесконечно затянувшегося ремонта. В 2018 году он был продан на слом и разобран в Белом Городке в Тверской области.

Из всей серии теплоходов проекта 785 больше всего не повезло судам с именем «Украина». Первая «Украина», построенная в 1952 году, в следующем году сгорела на Дону. Вместо неё в 1955-м построили второе однотипное судно с тем же названием. Его карьера была долгой, но закончилась трагически: переименованная в «Булгарию» вторая «Украина» в июле 2011 года затонула на Волге. Итог катастрофы – 129 погибших.

А головной дизель-электроход «Россия» закончил свой путь под новым именем «Распутин». Вот такой не то курьёз, не то мрачный символизм…

Дизель-электроход «Булгария». Графика: РИА Новости (www.ria.ru)
Дизель-электроход «Булгария». Графика: РИА Новости (www.ria.ru)

А теперь про ещё один «пароходный» памятник. Он представляет собой скульптурную композицию, в которую вмонтирован корабельный колокол теплохода «Кашгар».

Памятник теплоходу «Кашгар». Фото автора
Памятник теплоходу «Кашгар». Фото автора

Памятник установлен на набережной Волги, в районе Некрасовского спуска, в 2014 году, в честь 100-летия начала Первой мировой войны. Он посвящён самарцам-фронтовикам и жителям города, бескорыстно помогавшие раненым в ходе боевых действий.

Надпись на памятнике (почему-то без знаков препинания) гласит: «Воинам Российской императорской армии, сотрудникам Красного Креста, благотворителям, речникам». Фото автора
Надпись на памятнике (почему-то без знаков препинания) гласит: «Воинам Российской императорской армии, сотрудникам Красного Креста, благотворителям, речникам». Фото автора

Теплоход «Кашгар» - это плавучий госпиталь, или, как его ещё называли, «плавучий санаторий» для раненых воинов, доставленных на лечение в тыл. Он был переоборудован в 1916 году по инициативе тогдашнего самарского губернатора А.А. Станкевича. «Плавучий санаторий», принимая в каюты 90 раненых, совершал рейсы вниз по Волге до Астрахани и обратно, во время которых пациенты проходили курс лечения. Использование таких судов (а «Кашгар» был не единственным – аналогичное переоборудование прошли пароходы «Орёл», «Енисей» и другие) существенно высвобождало места в переполненных ранеными госпиталях.

Плавучий госпиталь «Кашгар». Фото: Историческая Самара - https://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/
Плавучий госпиталь «Кашгар». Фото: Историческая Самара - https://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/

Для своего времени «Кашгар» был одним из лучших волжских пассажирских судов. Он принадлежал к серии «байрамчиков» - двухпалубных теплоходов типа «Байрам-Али», строившихся на Коломенском заводе с 1913 года.

Теплоход «Байрам-Али» в Самаре. Фото: fleetphoto
Теплоход «Байрам-Али» в Самаре. Фото: fleetphoto

Всего в серии было 6 единиц. Два из них – «10 лет Комсомольской правды» (быв. «Маргелан») и «Мартын Лядов» (быв. «Ташкент») погибли в 1942 году под Сталинградом. А «Кашгар», переименованный в 1940-е годы в «Анатолий Серов», находился в эксплуатации до 1958 года.

Теплоход «Анатолий Серов». Фото: fleetphoto
Теплоход «Анатолий Серов». Фото: fleetphoto

Вот такое получилось историческое отступление.

Предыдущая часть рассказа здесь.

Продолжение следует