Найти тему
История живописи

Все "Танцы среди мечей" Семирадского

В Третьяковской галерее хранится только одна из нескольких картин, написанных художником на этот сюжет. Более того, самая первая картина считается вообще утерянной. Давайте же узнаем подробнее историю и рассмотрим поближе это произведение искусства Генриха Семирадского.

Художник родился в 1843 году в польской семье неподалеку от нынешнего Харькова - его отец был военным врачом российской императорской армии. В молодости Генрих обучался рисованию в харьковской гимназии у ученика Карла Брюллова - Д.И. Безперчего. Вероятнее всего, именно он привил Семирадскому любовь к академическому классицизму и античным сюжетам, которые он пронесет через все свое творчество. Однако по настоянию отца-военного, который считал, что рисованием на жизнь не заработаешь, Генрих поступает в Харьковский университет на физико-математический факультет. Закончив его, художник все же решится исполнить свою мечту и отправляется в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Таланты Семирадского там оценили, за время обучения он несколько раз получает серебряные и золотые медали и в итоге в 1871 году заканчивает академию с большой золотой медалью, которая дает право на оплачиваемую государством поездку в Европу ("пенсионерскую").

"Доверие Александра Македонского врачу Филиппу", Г.И. Семирадский, 1870. Именно за эту картину художник получит большую золотую медаль Академии художеств.
"Доверие Александра Македонского врачу Филиппу", Г.И. Семирадский, 1870. Именно за эту картину художник получит большую золотую медаль Академии художеств.

Из Европы художник высылает в Россию свои работы и получает как звания академии, так и славу и признание, одну из его работ приобрел наследник престола - будущий Александр III. Сам художник перебрался в итальянскую столицу и там и остался до конца своей жизни, периодически выезжая в Россию. В самом деле, а где еще жить живописцу, который большую часть своих работ посвятит античности? Там же, в Риме он и напишет картину, о которой мы сегодня говорим.

"Танец среди мечей", Г.И. Семирадский, 1881
"Танец среди мечей", Г.И. Семирадский, 1881

Искусствоведы считают, что первую версию картины Семирадский закончил в 1878 году, и ее приобрел граф А. Орловский - именно ее местонахождение так и не известно. А тот вариант, что можно увидеть в Третьяковской галерее, был написан по заказу московского фабриканта и покровителя искусства Козьмы Солдатёнкова. Давайте посмотрим на картину подробнее и разберем некоторые из ее элементов.

Танцующая гетера

-3

Гетеры - это свободные, независимые женщины, что в патриархальном античном обществе, уже было определенным вызовом. Чаще всего они были хорошо образованными женщинами - разбирались в искусстве, музыке и литературе. Только им дозволялись бывать на мужских пирах и развлекать гостей беседой, пением и искусными танцами. Здесь мы видим противопоставление мягкого и хрупкого тела девушки твердой и острой стали клинков среди которых она совершает свой танец.

Патриции

-4

Именно так назывались высшие аристократы в древнем Риме. У многих из них на головах надеты венки из роз - частый атрибут на пиршествах. Богатые и властные (и нередко развращенные) эти представители высшего сословия требовали все новых и новых зрелищ - прямо как в данном случае: перед ними разыгрывается "острое" зрелище и в прямом, и в переносном значении этого слова.

Женщины-музыканты

-5

Три девушки аккомпанируют танцовщице на популярных музыкальных инструментах того времени: кифаре (разновидность античной лиры), бубне и тибии (духовой музыкальный инструмент с двумя трубками).

Пейзаж на заднем плане

-6

Сзади мы видим итальянскую бухту, которая напоминает Неаполитанский залив. Вот что писал о пейзаже современник художника, польский писатель Генрик Сенкевич: "Только тот, кто собственными глазами смотрел на окрестности Рима и Неаполитанский залив, сумеет понять, сколько правды и души в этом пейзаже, в этой голубизне и в этом созвучии розовых и голубых цветов и в этой прозрачной дали. Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, – даже тогда она была бы шедевром".

Остальные варианты "Танца среди мечей" являются по сути уменьшенными авторскими повторениями и находятся в частных коллекциях. Вы можете полистать галерею и посмотреть все известные авторские копии данной картины.

В России, однако, Семирадского его коллеги-художники и критики невзлюбили, его академический стиль считали устарелым, ведущим жанром тогда считался реализм. Любопытно, что и Третьяков, в коллекции которого сейчас находятся некоторые картины Семирадского, сам не хотел покупать его полотна, считая, что они далеки от подлинно русской живописи.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #искусство #античность #древний рим #мировое искусство