Найти тему
Записки с тёмной стороны

Любовь и жертвы

На днях меня тут пытались убедить в том, что любовь, она прежде всего про жертвенность. Это шло в комплекте с рассуждениями о том, что я призываю других любить себя и заботиться о себе, но при этом ничегошеньки не понимаю в сути вопроса. Всё это под религиозным соусом.

Мне кажется, важным прояснять.

Жертва — это когда мы даём из дефицита. Мне самой не хватает, а я ещё и отрываю от себя. Мне самой плохо, но я не забочусь о себе, а забочусь о других.

Любовь — это когда мы даём из изобилия. Это когда мне хорошо, мне достаточно заботы, поэтому я могу позаботиться о другом тоже. Или о других.

Именно поэтому любовь к другим и начинается с любви к себе. Именно поэтому забота о других начинается с заботы о себе.

Именно поэтому я пишу о том, как важно повзрослеть, то есть принять тот факт, что детство кончилось, и никакой большой взрослый больше ничем тебе не обязан, что ты сам себе теперь большой взрослый, и только твой выбор: позаботиться о себе или нет.

Нам реально должны. Родители. В детстве. И то, в рамках своих ограничений. Но однажды мы вырастаем, и нам уже никто ничего не должен, за исключением ситуаций с взаимными обязательствами. Это в какой-то степени грустный факт. Потому что так или иначе, а многим в детстве было дано меньше, чем было необходимо и достаточно, потому что некоторых и вовсе в детском возрасте заставили взять на себя обязанности по заботе о родителях, не напитав прежде заботой, и вот теперь эти люди отлично умеют заботиться о других, но не имеют опыта заботы о себе. Это, правда, грустно. И часто несправедливо. И правда, может всю жизнь хотеться добрать недополученное. И иногда энергия тратится не на то, чтобы это себе дать самостоятельно, а на поиски того, кто даст. Когда приходит признание того факта, что никто не придет, что теперь ты сам себе тот большой взрослый, который может и должен, наступает взрослость.

Человек, который не в состоянии позаботиться о себе сам, не сможет позаботиться о других. Он может только жертвовать и ждать ответных жертв.

Кстати, в христианскую концепцию это прекрасно вписывается. Бог даёт много, многим жертвует, но одновременно и жестоко карает либо просто отвергает всех тех, кто его жертв не признает.

Любовь подразумевает, что дающий не предъявит счёт, не будет ждать «ответочки». Ты даёшь потому, что можешь и хочешь. Не потому, что должен, а другому надо. Другой даёт в ответ не потому, что должен отплатить добром за добро, а потому что тоже хочет и может. (Отношения, разумеется, не ограничиваются лишь любовью, кроме любви есть взаимные обязательства, общие цели и интересы и прочее, требующее вложений).

Не скрою, мне очень хотелось бы жить в мире, где каждый себя любит, жалеет себя и заботится о себе. Потому что в таком мире есть и забота друг о друге, в нем нет места безжалостности. Но я в такой мир не верю. Тем не менее я могу выбрать для себя окружение. И я могу в некоторой степени влиять на то, чтобы это окружение расширялось в том числе за счёт того, что всё больше людей смогут о себе позаботиться.