Найти тему
Дракон старой гвардии

Почему она не уходит? Писатель Эмиль Золя объясняет феномен жертвы

Самый загадочный вопрос: «Почему не уходят жертвы домашнего насилия». Отвечает классик французской литературы Эмиль Золя в романе «Нана­».

Эмиль Золя
Эмиль Золя

Нана – дорогая содержанка, которая в начале романа берет деньги сразу у нескольких богатых мужчин. Ей снимают дорогую квартиру, покупают имение в деревне, она проматывает большие суммы. А когда богачи ей надоедают, она просто прогоняет их.

У меня была такая книга
У меня была такая книга

Потом она начинает жить с актером Фонтаном – некрасивым, почти нищим и к тому же не любящим ее. Фонтан начинает бить Нана. Сначала по мелочи - выдает по 1–2 леща за вечер. Потом сильно, она постоянно ходит в синяках.

Насколько тогда это было принято? Относились терпимее, чем сейчас, но не то чтобы совсем терпимо. Больше всего была возмущена тетка, самая ее близкая родственница.

Помимо чисто физического, присоединяется и материальное притеснение. В начале совместной жизни они соединяют свои сбережения и начинают их проматывать. Нана считает деньги общими и тратит их в основном на дом, мебель. Но когда Фонтан обнаруживает, что от денег осталась половина, он объявляет, что прошлые три месяца они тратили деньги Нана, а остаток – его, и забирает их себе. Классическое «Сначала съедим твое, а потом каждый свое­».

Нана уже не играет в театре, содержателей у нее нет, и она зарабатывает на жизнь себе и Фонтану в прямом смысле слова на улицах.

И это тоже не редкость: наевшись всех ужасов работы содержанкой, женщины начинают идеализировать любовь. Причем настолько, что, во-первых, начинают сходить с ума от «страстей­». А во-вторых, считают, что ради «страстей­» можно и самой содержать, ведь выше и важнее этого нет ничего.
Когда нет опыта нормальных отношений, и не догадываешься, что страсть – это очень малая часть отношений, очень короткий период. А гораздо бОльшее значение имеют дружба, совместный быт, уважение, материальные активы. Если это знать, не будешь никого содержать никогда. Даже в голову не придет платить, чтобы не ушел (хотя бы то время, пока платишь)

Так почему она не уходит (сразу, по крайней мере)? Великий душевед Золя так отвечает на этот вопрос.

Приведу несколько цитат из романа.

Эмиль Золя, "Нана"
Эмиль Золя, "Нана"
Эмиль Золя, "Нана"
Эмиль Золя, "Нана"
Эмиль Золя, "Нана"
Эмиль Золя, "Нана"

Вот и все. Вместо тысяч инстаграмных психологов вам все объяснит писатель. Читайте писателей, а не психологические книжонки и низкопробные блоги. Писатели хорошо понимали природу людей и писали так, как есть, а не так, как в тренде. Иначе их книги устарели бы – а нет, и сейчас их можно читать и они актуальны.

Нет никаких причин типа «Она сама такое выбрала­». Никто не выбирает быть битой, никому не нравится это. Но некоторые это готовы терпеть ради возможности оставаться с этим человеком.

Также Фонтан под конец откровенно ненавидит Нана и не прочь избавиться от нее, а она не уходит. Точнее, уходит, но далеко не сразу. Это развеивает заблуждение, что жертв кто-то держит – нет, никто не держит обычно.

Все светлые человечки, которые за все хорошее и против всего плохого, не только меня прокляли за мои тексты о домашнем насилии и пожелали мне смерти. Они еще и жертв лишают базового права - решать по-своему и оставаться самой там, где она хочет. У светлых человечков удивительно простая и прямолинейная философия, примерно как топор.

Нет денег, некуда пойти, малые дети, что люди скажут – не причина, нет такого. Никого еще дети не останавливали (с детьми быстрее убежишь, чтобы их защитить), тем более совсем смешные причины вроде осуждения общества.

Почитать еще: