Ковшовые турбины очень отличаются от от гидротурбин других типов. Если у радиально-осевых и поворотно-лопастных турбин рабочее колесо находится в потоке воды, то у ковшовой турбины оно окружено воздухом. Ее рабочее колесо представляет собой диск, по ободу которого равномерно расположены ковши (которые собственно и дали название турбине), их может быть до 40 штук. В ковши ударяют струи воды, которые бьют из специальных сопел. Таким образом, у ковшовой турбины отсутствуют статор, спиральная камера, направляющий аппарат; регулирование количества поступающей на турбину воды производится путем перемещения специальной иглы в сопле.
Ковшовые турбины могут устанавливаться как горизонтально, так и вертикально. Первый способ применяется на ГЭС небольшой мощности, при этом нередко используется установка сразу двух рабочих колес на одном вале. Примером такой станции является Гизельдонская ГЭС.
Главное преимущество ковшовых турбин - возможность работы на высоких и очень высоких напорах воды. При напорах более 700 м их использование не имеет альтернатив. Одновременно они хорошо работают при небольших расходах воды. Недостаток - несколько меньший, чем у радиально-осевых турбин, КПД. Соответственно, ниша ковшовых турбин - это высоконапорные (как правило - деривационные) ГЭС и ГАЭС на горных реках. Крупнейшей гидроэлектростанцией России с ковшовыми турбинами является Зарамагская ГЭС-1, работающая на напоре 609 м. В мире первенство принадлежит швейцарской ГЭС Бъедрон с напором 1883 м. #гидротехника