Найти в Дзене
джазовые пластинки

Коротко. Dave Pell - I Remember John Kirby (Capitol, 1962)

Так получилось, что к моменту прихода истинного high-fidelity в середине пятидесятых годов внушительное количество ключевых джазовых музыкантов либо ушли на музыкальную пенсию, либо, что куда чаще, отошли в мир иной. В некоторых случаях артистов удавалось запечатлеть в достойном качестве звука, однако к тому моменту их силы были на исходе, как случилось, во многом, с Чарли Паркером или Лестером Янгом.

Альбом Дейва Пелла 'I Remember John Kirby', выпущенный лейблом Capitol в 1962 году
Альбом Дейва Пелла 'I Remember John Kirby', выпущенный лейблом Capitol в 1962 году

В связи с этим огромное количество джазовых записей пятидесятых и начала шестидесятых годов оказались своеобразной попыткой в том или ином виде возродить то, что было сыграно в тридцатых-сороковых, с желанием как напомнить о влиятельных музыкантах прошлого, так и заработать немного денег на набравшей пару десятков лет аудитории.

Вполне уместной стала форма своеобразного трибьюта, альбоме-посвящении ушедшим музыкантам - устроенная в 1962 году и соответствующим образом названная пластинка бенда под руководством Дейва Пелла один из характерных примеров. Вспоминает Пелл и компания даже не столько самого Джона Кирби, контрабасиста прошедшего в первой половине тридцатых оркестры Флетчера Хендерсона и Чика Уэбба, сколько организованный им ближе к концу десятилетия секстет, один из немногих по-настоящему новаторских джазовых малых составов в эпоху свинга.

Бенд Джона Кирби - Бастер Бейли (кларнет), Билли Кайл (фортепиано) Чарли Шейверс (труба), Рассел Прокоп (альт-саксофон), О'Нил Спенсер (барабаны), Джон Кирби (контрабас)
Бенд Джона Кирби - Бастер Бейли (кларнет), Билли Кайл (фортепиано) Чарли Шейверс (труба), Рассел Прокоп (альт-саксофон), О'Нил Спенсер (барабаны), Джон Кирби (контрабас)

Во время гегемонии биг-бендов джазовые комбо по большей части создавались не исходя из продуманного концепта, а скорее в соответствии с возможностями оркестра - в основном в группу входил лидер оркестра и пара-тройка аккомпаниаторов, задумкой же Кирби было сохранить изысканность оркестровых аранжировок в коллективе из шести человек.

Как показала история ему это благополучно удавалось на протяжении примерно четырех лет на стыке тридцатых-сороковых годов, не в последнюю очередь благодаря хиту 'Undecided', написанному главным солистом его группы трубачом Чарли Шейверсом и помощи супруги, певицы Максин Салливан, имевшей в то время большой успех после интерпретации шотландской мелодии 'Loch Lomond'.

Несмотря на то, что группа Кирби оказалась сегодня (да и отчасти на момент выхода пластинки) забыта даже внимательными поклонниками джаза ее смело можно считать первым примером камерного джаза - среди сделанных секстетом в конце тридцатых годов записей найдутся джазовые версии 'Фантазии-экспромт' Шопена и 'Танца Анитры' Грига.

'Оркестр' Джона Кирби исполняет джазовую версию 'Танцы Анитры' Грига, 1940 год
'Оркестр' Джона Кирби исполняет джазовую версию 'Танцы Анитры' Грига, 1940 год

В числе поклонников контрабасиста оказались Дейв Пелл и его приятель Рой Харт (барабанщик, сооснователь лейблов Nocturne и Pacific Jazz) - в возрасте тринадцати лет они раздобыли аранжировки группы, а слегка возмужав пробирались в клуб 'Kelly's Stable' на 52-й улице, где за купленную за четвертак колу за один вечер успевали услышать бенды Кирби, Коулмена Хокинса и трио Нэта Кинг Коула.

На фото Дейв Пелл
На фото Дейв Пелл

Рой Харт же вспоминал, что приятели нередко оказывались на пожарной лестнице знаменитого 'Savoy Ballroom' в Гарлеме, откуда могли услышать доносящиеся из зала звуки, чтобы потом копировать манеру игры кларнетиста и барабанщика бенда. Стоит ли говорить, что и Пелл, и Харт принадлежат к числу белых джазовых музыкантов.

Помочь организовать Пеллу пластинку-посвящение группе Джона Кирби взялся легендарный Бенни Картер, не только поклонник творчества контрабасиста, но и его большой друг, неоднократно пытавшийся вернуть того на большую сцену - вместе с коллегами они управились с дюжиной обновленных современными мастерами (Гарри Беттс, Марти Пейч) аранжировок.

Любопытно, что пластинка не то чтобы передает настроение тех записей тридцатых годов, а скорее создает новый, устоявшийся в середины семидесятых на лейблах Chiaroscuro и Concord Jazz феномен блестяще исполненной попытки вернуть прошлое - сделать это, как водится, нельзя, однако в самом желании и скрывается искомое музыкальное обаяние.