Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

Оглавление

Дорогие друзья! Вы просили нас больше рассказывать о необычных экспонатах Государственного Эрмитажа и об их истории. Сегодня мы запускаем новую рубрику «Не верь глазам своим».

Так называлась выставка, которая проходила в музее в 2018-2019 годах и была посвящена обманкам в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».

Что же такое обманки в искусстве? Это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далеким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.

Сегодня мы расскажем об обманках, которые каждый посетитель Эрмитажа может заметить в залах Зимнего дворца.

Многие помещения музея украшены скульптурой и различными архитектурными элементами. Но всегда ли они реальные? Остановите свой взгляд на декоре стен или потолков – и станет понятно, что некоторые фигуры вовсе не объемные, они лишь кажутся таковыми благодаря особой живописной технике. Её называют «гризайль».

Гризайль (фр. grisaille, от gris – серый) – разновидность живописи, которая выполняется в разных оттенках какого-либо одного цвета, чаще всего серого. Гризайль широко распространена в оформлении интерьеров и используется главным образом как имитация скульптурного рельефа или лепнины.

Гости Эрмитажа обычно начинают своё путешествие по Зимнему дворцу с Парадной лестницы, её также называют Иорданской или Посольской. Под потолком, на падуге, видны двенадцать мужских фигур, которые будто поддерживают живописный плафон. Они и орнаментальные композиции вокруг них – первый пример гризайльной живописи.

Поднявшись по лестнице, посетителю предстоит прогуляться по эффектным парадным залам дворца. В них внимательный зритель не раз заметит подобные обманки.

Весьма эффектно смотрятся аллегорические фигуры, выполненные гризайлью на золотом фоне на падугах в Аванзале.

В одном из самых больших залов Зимнего дворца – Николаевском – потолок тоже украшен гризайлью. Известно, что архитектор В. П. Стасов разработал два варианта его росписи. Более сложный, с кариатидами и фигурами, поддерживающими герб, был отклонён. В соответствии со стремлением к строгости, в духе первой половины XIX века, утвердили проект, в котором гризайль имитировала лепные кессоны. Расписывал потолок мастер Л. Торичелли.

Николаевский зал. Современной фото С. Рагиной
Николаевский зал. Современной фото С. Рагиной

Когда мастера разрабатывали композиции для гризайльной росписи, они зачастую стремились объединить её со скульптурным декором. Один из примеров этого приёма – убранство Концертного зала. Расположенные на падуге аллегорические фигуры, одетые в хитоны и плащи, вторят помещенным ниже скульптурным фигурам работы И. Г. Германа. Роспись гризайлью в этом зале выполнена художником Б. Медичи.

Гризайль можно также увидеть в Пикетном и Фельдмаршальском залах, в залах Второй запасной половины Зимнего дворца, и во многих других местах Эрмитажа.

Эта техника живописи встречается не только в декоре интерьера, но и в станковых произведениях. В фондах музея есть несколько работ фламандского живописца М. Й. Геерартса. Он прославился как мастер картин, имитирующих рельефы. Взглянем на декоративные панно «Туалет Венеры» и « Отдых Дианы», они имитируют сразу несколько материалов. Благодаря использованию техники гризайль, художнику удалось не только изобразить мрамор, но и создать имитацию бронзы и дерева. Требуется очень пристально смотреть на эти панно, чтобы убедиться в плоскостности изображения.

Если вам кажется, что гризайль легко отличить от скульптурного декора, мы предлагаем тест. Вот две иллюстрации. На какой из них, по вашему мнению, гризайль? Пишите свои догадки в комментариях и оставляйте отзывы о новой рубрике!