Дорогие друзья! Вы просили нас больше рассказывать о необычных экспонатах Государственного Эрмитажа и об их истории. Сегодня мы запускаем новую рубрику «Не верь глазам своим».
Так называлась выставка, которая проходила в музее в 2018-2019 годах и была посвящена обманкам в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».
Что же такое обманки в искусстве? Это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далеким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
Сегодня мы расскажем об обманках, которые каждый посетитель Эрмитажа может заметить в залах Зимнего дворца.
Многие помещения музея украшены скульптурой и различными архитектурными элементами. Но всегда ли они реальные? Остановите свой взгляд на декоре стен или потолков – и станет понятно, что некоторые фигуры вовсе не объемные, они лишь кажутся таковыми благодаря особой живописной технике. Её называют «гризайль».
Гризайль (фр. grisaille, от gris – серый) – разновидность живописи, которая выполняется в разных оттенках какого-либо одного цвета, чаще всего серого. Гризайль широко распространена в оформлении интерьеров и используется главным образом как имитация скульптурного рельефа или лепнины.
Гости Эрмитажа обычно начинают своё путешествие по Зимнему дворцу с Парадной лестницы, её также называют Иорданской или Посольской. Под потолком, на падуге, видны двенадцать мужских фигур, которые будто поддерживают живописный плафон. Они и орнаментальные композиции вокруг них – первый пример гризайльной живописи.
Поднявшись по лестнице, посетителю предстоит прогуляться по эффектным парадным залам дворца. В них внимательный зритель не раз заметит подобные обманки.
Весьма эффектно смотрятся аллегорические фигуры, выполненные гризайлью на золотом фоне на падугах в Аванзале.
В одном из самых больших залов Зимнего дворца – Николаевском – потолок тоже украшен гризайлью. Известно, что архитектор В. П. Стасов разработал два варианта его росписи. Более сложный, с кариатидами и фигурами, поддерживающими герб, был отклонён. В соответствии со стремлением к строгости, в духе первой половины XIX века, утвердили проект, в котором гризайль имитировала лепные кессоны. Расписывал потолок мастер Л. Торичелли.
Когда мастера разрабатывали композиции для гризайльной росписи, они зачастую стремились объединить её со скульптурным декором. Один из примеров этого приёма – убранство Концертного зала. Расположенные на падуге аллегорические фигуры, одетые в хитоны и плащи, вторят помещенным ниже скульптурным фигурам работы И. Г. Германа. Роспись гризайлью в этом зале выполнена художником Б. Медичи.
Гризайль можно также увидеть в Пикетном и Фельдмаршальском залах, в залах Второй запасной половины Зимнего дворца, и во многих других местах Эрмитажа.
Эта техника живописи встречается не только в декоре интерьера, но и в станковых произведениях. В фондах музея есть несколько работ фламандского живописца М. Й. Геерартса. Он прославился как мастер картин, имитирующих рельефы. Взглянем на декоративные панно «Туалет Венеры» и « Отдых Дианы», они имитируют сразу несколько материалов. Благодаря использованию техники гризайль, художнику удалось не только изобразить мрамор, но и создать имитацию бронзы и дерева. Требуется очень пристально смотреть на эти панно, чтобы убедиться в плоскостности изображения.
Если вам кажется, что гризайль легко отличить от скульптурного декора, мы предлагаем тест. Вот две иллюстрации. На какой из них, по вашему мнению, гризайль? Пишите свои догадки в комментариях и оставляйте отзывы о новой рубрике!