Найти тему
Инна Сопина

«Не люди бегут от жизни, потому что она скучна, а жизнь убегает от людей, потому что они мелки» (Томас Вулф).

«Не люди бегут от жизни, потому что она скучна, а жизнь убегает от людей, потому что они мелки» (Томас Вулф).

«Взгляни на дом свой, ангел» (1929) - дебютный роман Томаса Клейтона Вулфа, написаный когда ему ещё не было 30-ти. Считается, что рукопись, которую юный Вулф принес в редакцию, была очень разрозненной и лишь благодаря известному редактору Перкинсу ее удалось привести в «читабельный» вид.

Чтобы понять этот роман и его неоспоримую автобиографичность, нужно знать в какой семье рос Томас. Родился будущий писатель в городке Ашвилл (Северная Каролина, США) в многодетной семье (младший из восьми детей). Отец Томаса, успешный резчик по камню, владел фирмой по производству могильных плит, мать в 1904 году открыла пансионат в Сент-Луиса и занималась недвижимостью. В точности такими прописаны и родители главного героя, чувствительного подростка Юджина Ганта (младшего из дюжины детей), зарабатывал отец (Оливер) тем, что тесал каменные памятники. Денег не хватало, к тому же он любил заложить за воротник, все тащила на себе его жена Элиза, мать Юджина, занимающаяся недвижимостью.

Томас Вулф вывел образ чувствительного подростка Юджина Ганта, который смотрит, анализирует и переживает. Сначала Вулф выписывает восприятие мира младенца Юджина через звуки и запахи, через свет и фактуры, прослеживая его познание-взросление. Таким образом, Юджин движется от одной утраты к другой, делая лишь единственное (сомнительное) приобретение - взросление.

Сквозь призму жизни конкретной семьи, роман по сути обо всех людях, которые вкупе являются своего рода одной большой семьей, - со своими неудачниками и гордецами, детьми, разочаровавшимися во взрослых, и взрослыми, разочаровавшимися в себе - и нет здесь, как абсолютно плохих, так и абсолютно хороших.

Многие откладывают книгу, после первой трети. Неудивительно! В книге очень много подросткового, потокового, часто несвязного, но при всем этом читать легко. Я, как почетный председатель клуба застрявших в позднем пубертате пассивно-агрессивных шизиков, такое оооочень люблю! Язык Вулфа самобытен, эпичен, многолик и ещё во многом, я думаю в силу возраста, он бывает резок и категоричен, Вулфу присущ пафос - к нему нужно пристраиваться. Но если стыковка произойдёт, вы не пожалеете. Ну и в сравнении с метамодернисткой втекающей и вытекающей беспрерывно из ниоткуда вникуса мыслью-словом-действием Томаса Пинчона, Вульф - просто душка-отрок Бунин с дерзостью молодого Набокова.

О жизни и творчестве писателя и его ближайшего компаньона, редактора Макса Перкинса - человека, с которым у Вульфа были непростые отношения вплоть до кончины, сняли неплохой фильм «Гений» (2015) (реж. Майкл Грандадж) с «слюнки-пускательным» кастингом: писателя играет Джуд Лоу, Перкинса - Колин Фёрт, а также Николь Кидман, Лора Линн, Доминик Уэст и др.

Зрелищный, эстетский байопик, местами разрозненный, сродни языку Вулфа. Идеально зайдёт ценителям историй о поиске своего предназначения. Картина пропитана верой в то, что каждому талантливому человеку повстречается тот, кто поверит в его талант и поможет ему раскрыться.

Отдельно отмечу, что кино очень красивое, за это поблагодарим оператора-постановщика Бена Дэвиса, с впечатляющим послужным списком («Семь психопатов», «Долгое падение», «Стради галактики», «Доктор Стрендж», «Три билборда..»).

#литра #кинотру