Найти тему

Что у нас на пульте. Чайковский Симфония №6

Репетиция оркестра - интересный творческий процесс. Бывает нервный, скандальный или спокойный, рабочий. Всё зависит от дирижёра.

Сегодня у нас (Kunming International Philharmonic) на пультах две симфонии П.И.Чайковского, пятая и шестая - выдающиеся шедевры, великие, знаменитые произведения гениального композитора. И это не выспренние, высокопарные слова, а объективная реальность.

О Симфонии №5, её особенностях, значении я размышляла. Сегодня же по плану - Симфония №6. И на репетиции, в паузах между tutti (исполнение полным составом оркестра), подумала вот о чём:

  • П.И.Чайковский - один из моих любимых композиторов, 6-я симфония - настоящий шедевр. Но...я не люблю играть шестую на концерте. Каждый раз это - испытание: эмоции невозможно сдержать, в финале от слёз нот не видно. Слушатели в зале украдкой достают салфетки, вытирают глаза - это нормально, так должно быть. Но музыканту на сцене - как-то не комильфо...

Как и задумал композитор, у каждого слушателя эта музыка вызывает свои ассоциации, свою "программу", основанную на собственных переживаниях.

Симфония имеет название - "Патетическая". Композитор долго искал заголовок: "Программная" симфония - слишком прямолинейно, но при этом конкретика не предполагается; "Трагическая" - в ней не трагизм, а...В итоге название предложил брат Модест, и оно подходит идеально.

Название этой симфонии нужно писать на французский манер Pathetique. Тогда смысл перевода получается правильный - пафос, патетика. В английском варианте Pathetic искажается смысл. Симфония "получается" жалкой, жалостной, трогательной. А это совсем не так!

В основном, на афишах, в программках пишут правильно, но всякое бывает. В любом случае, мы-то понимаем что к чему!

Итог или нет?

После окончания 5-й симфонии Чайковский писал, что хочет сочинить "грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей сочинительской карьеры".

И он её написал. И его композиторская карьера закончилась. Так распорядилась Судьба...

В вечер премьеры (было это в Петербурге в октябре 1893 года), в частном разговоре, Чайковский подтвердил, что в финале симфонии звучит тема смерти, но при этом он сам сказал, что чувствует в себе энергию и творческие силы для создания чего-то ещё лучшего.

Парадокс 6-й симфонии в том, что её часто считают "предсмертной". Но ведь её написал 53-летний человек в расцвете творческих сил, не умирающий, не больной!

Чайковский говорил, что считает свою 6-ю симфонию "наиискреннейшей изо всех вещей". Он очень гордился этим сочинением.

Но известно, что премьера, которой дирижировал сам композитор, не удалась. Успеха не было, а было "недоумение публики", так выразился автор произведения. Публика просто не узнала "привычного Чайковского". Ведь в предыдущих симфониях, так полюбившихся слушателям, композитор "задавал" понятные вопросы, его лирического героя мучили знакомые многим сомнения и переживания: "надо ли покоряться судьбе?"

В шестой же симфонии композитор нашёл ответы. Если раньше шла борьба с роком, то теперь он показал результат этой борьбы. И этот итог оказался для публики неожиданным. А она этого не любит: "неожиданность должна быть ожидаемой".

...Через 9 дней после премьеры Чайковского не стало. Его внезапная смерть поспособствовала прозрению и полному признанию публикой этой музыки. Исполнение симфонии под управлением Эдуарда Направника на концерте памяти Чайковского имело настоящий успех. Тогда-то слушатели поняли идею композитора и рыдали, не таясь и не смущаясь...

А если бы всё получилось иначе? Если бы Чайковский не умер так неожиданно? Завершил бы он свою композиторскую карьеру или это был бы новый взлёт?
Скорее всего, это был бы новый подъём, новый период в творчестве. И он мог быть, как и мечтал композитор, лучше всех предыдущих.
Жестокая судьба...

П.И.Чайковский посвятил "Патетическую" симфонию своему племяннику Владимиру Давыдову, к которому был, скажем так, неравнодушен. Его имя композитор из посвящения не раз вычёркивал. Потом вписывал, снова вычёркивал. Это зависело от внимания племянника, насколько регулярно приходили ответы на дядины письма.

К трагической судьбе Владимира Давыдова обычно не привлекают лишнего внимания, дабы не создавать неудобные ситуации. По завещанию композитора все доходы от его музыкальных произведений шли племяннику. К концу жизни Чайковский уже был мировой знаменитостью, его произведения издавались и исполнялись, не в пример современной ситуации в некоторых странах. Наследство было достойное.

Тем не менее, через 4 года после смерти Чайковского, 25-летний Владимир Давыдов оставил службу в Преображенском полку, переехал в Клин, чтобы организовать там дом-музей композитора. Несколько лет его мучили тяжёлые депрессии, и в возрасте 35 лет он застрелился в том самом доме-музее. Для психики обычного человека, любителя покутить и повеселиться с друзьями, доверие великого композитора оказалось слишком тяжёлым бременем.

Когда-то Чайковский посвятил Володе Давыдову свой "Детский альбом". Это было уместно. Но вот посвящение симфонии, оказавшейся такой великой, известной, гениальной, сыграло свою трагическую роль в судьбе человека. Дядя ошибся...

  • В 6-й симфонии переплелось много линий, мыслей, переживаний, судеб, разочарований, трагедий, боли. В финале композитор не показывает прекрасный мир загробной жизни, бессмертия, как это было у Малера, например. Герой Чайковского уходит в небытие, но при этом любит земную жизнь, полную разочарований...
-2

Вот такие разные мысли посетили меня во время репетиции. Между мрачным вступлением, гениальной темой любви в побочной партии первой части, между сокрушительной разработкой, необычным пятидольным вальсом второй части, блестящим бездушным маршем-скерцо и скорбью финала.

Эту симфонию можно слушать, играть бесконечно. Она, как любимый фильм, как любимая книга, которая всегда должна быть рядом. В этой музыке можно найти утешение.

Ведь в жизни всё может быть...

Подписывайтесь на канал

#музыка

#культура

#чайковский

#оркестр

#симфония