Найти в Дзене
Такое поведение

Ученик всегда прав!

Поделюсь с вами одним секретом, который знают все поведенческие специалисты. Возможно, вам он тоже пригодится. --------- Когда мы недовольны чужим поведением, появляются мысли оценочного суждения, типа, кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Кто хороший, а кто плохой. Кто, в конце концов, должен прикладывать усилия, чтобы измениться. Как отвечать на эти вопросы, если речь идёт о вашем ребёнке или ученике? Коротко напишу, что по этому поводу думают учёные. Это канал про поведение. Разбираюсь с тем как оно устроено благодаря науке Прикладной анализ поведения (АВА) и собственному опыту использования полученных знаний. Предисловие Самым ярким образом непутёвого ученика, наверное, можно назвать Незнайку. И претензии к Незнайке всегда звучали наподобие: "У тебя ничего не выходит, потому что ты ничего до конца не доводишь", или "Это потому что у тебя способностей не хватает", и многие думали, будто у Незнайки совсем пустая голова. На самом деле Незнайка был не такой уж скверный, он очень
Оглавление

Поделюсь с вами одним секретом, который знают все поведенческие специалисты.

Возможно, вам он тоже пригодится.

---------

Когда мы недовольны чужим поведением, появляются мысли оценочного суждения, типа, кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Кто хороший, а кто плохой. Кто, в конце концов, должен прикладывать усилия, чтобы измениться.

Кто виновный?
Кто виновный?

Как отвечать на эти вопросы, если речь идёт о вашем ребёнке или ученике?

Коротко напишу, что по этому поводу думают учёные.

Это канал про поведение. Разбираюсь с тем как оно устроено благодаря науке Прикладной анализ поведения (АВА) и собственному опыту использования полученных знаний.

Предисловие

Самым ярким образом непутёвого ученика, наверное, можно назвать Незнайку.

И претензии к Незнайке всегда звучали наподобие: "У тебя ничего не выходит, потому что ты ничего до конца не доводишь", или "Это потому что у тебя способностей не хватает", и многие думали, будто у Незнайки совсем пустая голова.

Кадр из мультфильма "Незнайка учится", 1961г.
Кадр из мультфильма "Незнайка учится", 1961г.

На самом деле Незнайка был не такой уж скверный, он очень хотел чему-нибудь научится, но так, чтобы сразу и без всякого труда, чем и вызывал всеобщее порицание. И всем, конечно же, было понятно, что Незнайке надо проделать над собой большую работу, чтобы стать достойным коротышкой.

Историческая справка

Беррес Фредерик Скиннер (1904 г. - 1990 г.) - американский психолог, писатель и исследователь, благодаря своему открытию принципов оперантного обусловливания, считается прародителем прикладного анализа поведения.

Б. Скиннер, фото в рамочке
Б. Скиннер, фото в рамочке

В первой половине прошлого века он вместе со своими коллегами поставил тысячи экспериментов, как правило на крысах и голубях, благодаря которым и были открыты основные принципы оперантного поведения.

Оперантное поведение - поведение, которое возникает, формируется, поддерживается и контролируется благодаря последствиям.

Другими словами, это поведение, приобретённое благодаря собственному опыту.

Так вот, Беррес Скиннер, повторяя эксперименты с испытуемым для подтверждения своих гипотез, в случаях, когда результат не соответствовал ожидаемой цели, говорил “Крыса всегда права”, что означало, если поведение не удаётся воспроизвести или сформировать в заданных условиях, значит, они чего-то не учли и нужно проверять условия или продолжать исследование, потому что крыса не может ошибаться.

Крыса всегда права!
Крыса всегда права!

Продолжение истории

Ученик Скиннера Огден Линдсли (1922 г. - 2004 г.) в 1965 году, получив должность профессора педагогики в Университете Канзаса, перефразировал тезис Скиннера следующим образом: “Ученик всегда прав!”.

Данный тезис является одним из основополагающих принципов разработанного им метода “Точное обучение” и буквально говорит о том, что это учебный процесс может быть неэффективным, но ученик никогда не бывает неуспешным.

Необходимо продолжать пытаться достигать поставленных целей обучения, изменяя компоненты окружающей среды, такие как, например, программы и стратегии обучения, методические пособия или перераспределяя учеников по группам.

Ученик всегда прав!
Ученик всегда прав!

Вывод

Если нам хочется что-то изменить в поведении нашего ребёнка или ученика, то прикладывать для этого усилия придётся сначала нам: искать мотивацию, определять правила, отслеживать успехи, своевременно реагировать на них или в случае необходимости давать подсказки, и прочее, прочее, прочее...

Ребёнок прав не потому что он ведёт себя правильно, а потому что то, как он сейчас себя ведёт, это наработанный им самим способ взаимодействия с окружением. Как сумел, так и приспособился.

По-другому я не умею...
По-другому я не умею...

Надо быть готовым управлять поведением ребёнка путём осознанного и целенаправленного подкрепления его желательного поведения и формирования мотивации.

Потому что, а кто здесь взрослый?

Незнайке, ведь тоже, признаться, с учителями не сильно повезло. Каждый из них, сам будучи профессионалом в своём деле, обнаружил удивительную неспособность к тому, чтобы обучать своему мастерству.

Послесловие

Нам всем очень хочется, чтобы ребёнок учился просто наблюдая за нами или слушая наши инструкции, но, к сожалению, чаще всего одного этого недостаточно.

Поведенческие специалисты об этом знают.

Родители с удивлением обнаруживают это, когда сталкиваются с проблемой обучаемости детей.

Интересно, учат ли этому студентов педагогических ВУЗов?

Спасибо, что дочитали 👍

#ава-терапия #дети #наука #семья #образование