Елизавета Захарова, младший аналитик Центра трансформации образования СКОЛКОВО
Чтобы принимать эффективные решения, любому управленцу нужно анализировать и критически осмыслять любые данные и мнения. В последние несколько лет заниматься этим приходится еще и на фоне быстро меняющейся реальности вокруг. Управленцы в образовании, их команда, разработчики образовательных моделей неизбежно сталкиваются с необходимостью балансировать между планированием будущего и работой в условиях неопределенности. Качественная информационная и аналитическая подпитка важна как никогда. Как это можно обеспечить?
Критическое мышление
Управленец не всегда может включаться в поиск и анализ информации, поэтому важно уметь правильно ставить задачу на формирование аналитики. Если вам нужно найти деньги на развитие проекта, правильным будет поставить задачу на поиск данных о финансировании образования со стороны различных стейкхолдеров. Если вы собираетесь преобразовать учебное пространство для повышения эффективности обучения, должна стоять задача на анализ потребностей и паттернов поведения. Задача на аналитику должна быть релевантна тому, какая информация вам поможет принять взвешенное решение.
При этом важно полученные аналитические выводы не принимать «по умолчанию», а осмыслять их критически: сопоставлять информацию, выявлять причинно-следственные связи, фиксировать противоречия в коммуникации и проводить их содержательный анализ. Кроме того, необходимо быть в коммуникации с аналитической командой и обсуждать результаты их работы с информацией, ее логику и рамки.
Философ Роберт Пол, помогая читателю разобраться в том, как работать с информацией и развивать критического мышление, приводит в своей работе чек-лист, с помощью которого можно протестировать свои выводы на подлинность. Он предлагает проверять достоверность с помощью таких вопросов:
- Какая информация нужна мне для ответа?
- Какие данные имеют отношение к этой проблеме?
- Нужно ли мне найти больше информации?
- На какой информации мы основываем своё высказывание?
- Что убедило нас в этом?
- Может ли наше видение быть искаженным?
- Откуда мы знаем, что эта информация точна?
- Не пропустили ли мы какую-то важную информацию?
Такая система проверки поможет вам и проверить релевантность собранной информации, и правильно поставить задачу на ее поиск.
Когнитивные искажения
Работая с информацией, важно также помнить о том, что вы можете столкнуться когнитивными искажениями. Ключевой тезис психолога Даниэля Канемана в книге «Думай медленно, решай быстро»: все, что мы запоминаем, кажется нам важным, и действуем мы, исходя из этого опыта. А значит принятие управленческих решений, равно как и повседневных, находится в зоне такого риска, поэтому так важно узнавать новое, даже если вы как управленец обладаете достаточными знаниями и опытом.
Приведу несколько наиболее «ярких» ловушек восприятия:
Эффект Земмельвейса
В чем искажение: Неспособность принимать новые факты, если они противоречат устоявшемуся мнению, нормам, убеждениям.
Пример: Вы годами работали в условиях высокой востребованности подготовки будущих топ-менеджеров корпораций, однако современный рынок требует профессионалов другого типа – людей с предпринимательским мышлением, а значит необходимы содержательные изменения в вашем образовательном учреждении. Будьте готовы к тому, что ваше восприятие изменяющейся реальности может быть искажено именно действием эффекта неприятия нового. Здесь необходимы рефлексия и хорошая аналитическая поддержка.
Предвзятость подтверждения (confirmation bias)
В чем искажение: Склонность искать материалы и данные, подтверждающие вашу точку зрения и предположения о чем-либо, и игнорировать ту информацию, которая говорит об обратном. Склонность предвзято интерпретировать информацию.
Пример: Возвращаясь к предыдущему примеру, вы можете не только не принимать новые вызовы в образовании, но и постоянно использовать ту информацию, которая помогает подтвердить ваши убеждения и остаться в безопасной зоне стабильности: «на самом деле, это временный эффект – востребованность людей с предпринимательским типом мышления, через пару лет все вернется назад, а мы будем правы». Подробнее об этом искажении можно почитать, например, у Аси Казанцевой, популяризатора знаний о работе мозга.
Функциональная закрепленность
В чем искажение: Неспособность посмотреть на проблему под другим углом, применить нестандартное мышление. По сути эта закрепленность означает, что вы склонны рассматривать все объекты в строгом соответствии их назначению, и это мешает увидеть полный спектр возможностей.
Пример: Одна сельская школа столкнулась с проблемой недофинансирования из-за низкой численности учащихся, встал вопрос об обеспечении питания. Продолжать просить денег у государства или призывать родителей давать еду с собой? Школа выбрала третий вариант: развивать агрокультуру на своей территории. В результате вопрос о питании был частично закрыт, а дети стали получать новые знания и навыки.
Все эти искажения в восприятии информации можете переживать не только вы, но и члены вашей аналитической команды, поэтому для эффективного принятия решений важной и полезной процедурой в вашем взаимодействии должен быть постоянный диалог и обсуждение.
Инструменты анализа
В процессе поиска и осмысления нужной информации эффективным будет применять специальные тактики по принятию решений на основе аналитики. Используйте разные методы и подходы самостоятельно и в команде, развивайте свое инструментальное поле и экспериментируйте. Приведу в пример две тактики, которые, как мне кажется, могут быть полезны управленцу в образовании.
Тактика if/then, или implementation intentions strategy
В чем суть: Предвидение возможных препятствий, с которыми можно столкнуться на пути к поставленной цели, и продумывание действий, которые должны быть совершены в случае этого столкновения. Чем больше конкретики, тем лучше.
Как применить: Например, вы поставили цель выстроить новую коммуникативную среду в вашем учреждении. Неизбежно вы будете сталкиваться с разного рода проблемами, что потребует постоянного анализа ситуации. В этом контексте тактика if/then поможет вам быстро ориентироваться в моменте, беря в работу заранее обдуманное решение: возможные вопросы сотрудников и как на них ответить, как реагировать на декоративную реализацию нововведений, как настраивать коммуникацию с теми, кто против и т.д.
Сценарное планирование
В чем суть: Это картирование сценариев будущего проекта (full-spectrum mapping). Для этого необходим сбор детализированной информации о трендах, глубокий анализ процессов вокруг, изучение кейсов. Суть не в том, что вы делаете аналитический прогноз, вы конструируете множество альтернативных сценариев, избегая таким образом зацикливания на одном (желаемом) видении будущего. Занимательным приемом в такой «нарративной аналитике» является премортем (premortem), используя который вы должны нарисовать наиболее негативное развитие проекта и далее пошагово «отмотать» назад – какие действия и решения могли к этому привести.
Как применить: Если вы занимаетесь проектированием новой образовательной модели, поставьте задачу себе или вашей аналитической команде продумать возможные сценарии развития с учетом влияния разных тенденций, другими словами, картируйте то, чего можно ожидать в разных временных рамках и с учетом разных условий.
Софт для управления знаниями и идеями
Итак, в работе с информацией для управленца важно использовать разные инструменты, ставить задачи на аналитику релевантно тому, какие данные необходимы для принятия решения, критически осмыслять полученные данные и выводы, стараться избегать когнитивных искажений, а также – удерживать коммуникацию с командой и обсуждать аналитику. Какой софт может быть полезен для выполнения последнего? Где хранить и накапливать базу знаний? Какие инструменты помогают лучше структурировать информацию и командно над этим работать?
Отдельные таблицы и документы, библиографические менеджеры больше подходят для личного пользования и для архивирования информации. По сути это в некоторой степени библиотечный подход (и не самый удобный). Практически инструменты подобного рода не являются универсальными, а значит будут побуждать постоянно усложнять свое инструментальное поле.
Для эффективной работы над информацией обращайтесь к инструментам совместного использования, которые позволяют делиться подборками и аналитическими заметками с коллегами и привлекать членов команды к выстраиванию базы знаний и идей.
Через платформы такого типа управленец в образовании или разработчик образовательной модели может создать пространство для командной работы над новым образовательным продуктом, формировать базы знаний совместно с коллегами (например, о трендах в образовании или о фандрайзинге), вести планирование по мероприятиям или развитию, создавать доски с идеями и дорожные карты.
В Nimbus Note можно организовывать информацию из разных источников, писать заметки и задачи, есть инструменты управления проектами. На мой взгляд, платформа подходит для создания базы знаний и сборки содержания: на страницы с контентом можно добавлять даже видео и аудио-записи (например, с ваших встреч).
Преимущество Evernote в том, что этот инструмент позволяет сканировать «физические» документы и страницы в интернете, к которым потом можно добавлять свои заметки. Я бы отдельно отметила визуальную простоту и возможность синхронизации с другими приложениями.
Если вам важно визуализировать проект/продукт, структурировать его содержание, добавлять референсы, рисовать схемы, то обратите внимание на Milanote, на мой взгляд, он хорошо подходит для брейнсторминга и сбора идей. Его также можно синхронизировать в Evernote.
Попробуйте разные инструменты и выберите один, наиболее релевантный стилю вашей работы. И помните: приложения должны упрощать рабочий процесс, а не становиться дополнительной задачей.
Больше информации о Центре трансформации образования Сколково и образовательных программах можно узнать по ссылке.