В Институте истории увидела свет книга доктора исторических наук, заведующего отделом истории Поволжья и Приуралья Института Радика Исхакова «Православная переводная литература и формирование письменных традиций народов Среднего Поволжья (XIX – начало XX вв.)».
Монография посвящена формированию письменных традиций православных тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья (татар-кряшен, чувашей, мари, удмуртов, мордвы) в XIX – начале XX вв. В работе рассматриваются роль православных просветителей в процессе культурной мобилизации народов региона, дается оценка значения их переводческой деятельности в становлении национальной книги.
Внимаю читателей предлагаем небольшой отрывок данной книги:
2.2. Казанская учительская инородческая семинария
Официальное признание в конце 1860-х гг. религиозно-просветительской концепции Н.И. Ильминского в качестве основы школьной политики в отношении коренных народов восточной России, законодательно закрепленной в «Правилах о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г., привело к расширению сети начальных министерских, земских, миссионерских и церковно-приходских школ с двуязычной системой преподавания и открытию в 1872 г. в Казани учительской (инородческая) семинарии, директором которой был назначен Н.И. Ильминский.
Казанская учительская семинария стала первым средне специальным учебным заведением педагогического профиля, в которое могли поступать, наряду с русскими, представители других народов Поволжья и Сибири, назначавшиеся после окончания курса учителями в народные училища. Подчеркивая особую связь нового учебного заведения с Казанью и Казанским краем, ее директор при торжественном открытии, в частности, отметил: «Эта учительская семинария, есть поистине казанская, не по топографическому только отношению, но и по родственному некоторым образом отношению своему к Казани – к братству (казанскому Братству св. Гурия –Р.И.), к крещено-татарской школе казанской – этому предмету общего и единодушного сочувствия казанского общества. Настоящим временным помещением семинарии в здании крещенотатарской школы и будущем постоянным водворением ее на месте, особенно драгоценном для Казани по воспоминанию о старинных попытках казанских иерархов к образованию инородцев (здание КУС было построено на берегу озера Казан в Татарской слободе, где в XVIII в. существовали новокрещенские школы – Р.И.) – еще более должна скрепляться родственная связь семинарии с Казанью».
В соответствии с «Положением о Казанской учительской семинарии» 1872 г., в круг изучаемых здесь предметов вошли: Закон Божий (12 часов в неделю), русский и церковнославянский языки (19 часов), естествознание (5 часов), арифметика и геометрия (8 часов), русская история и география (16 часов), основы педагогики и дидактики (11 часов), письмо и черчение (12 часов).
Первоначально срок обучения в семинарии составлял 3 года. Как и в других государственных среднеобразовательных учебных заведениях, ученики здесь делились на «казеннокоштных» – обучавшихся за счет средств казны, и «своекоштных», ежегодно вносивших за свое образование 130 руб. Семинаристы, обучавшиеся за счет средств государства, после окончания курса были обязаны прослужить на должности учителей начальных школ не менее 6 лет. Были стипендиаты земских организаций и различных благотворительных обществ.
При семинарии были организованы 4 образцовые начальные школы (чувашская, черемисская (марийская), мордовская, вотская (удмуртская)). Эти школы должны были готовить будущих семинаристов, в них проходили педагогическую практику воспитанники старших классов КУС. Ученики из числа крещеных татар проходили практику в стенах созданной в 1863 г. Казанской центральной крещено-татарской школы (КЦКТШ). Педагогический состав этих школ комплектовался из представителей этих национальностей, воспитанников КУС. В разное время в них преподавали такие видные представители «инородческой» интеллигенции как А.В. Рекеев, А.С. Степанов, П.П. Будников, Н.А. Александров, Г.Л. Михайлов, П.М. Михайлов, В.В. Захаров, А.И. Емельянов, И.С. Михеев, А.Ф. Юртов, М.Е. Евсеев и др.
Всего в семинарию предусматривалось принимать 150 чел. Но вскоре, из-за большого количества желающих поступить сюда, руководству КУС пришлось увеличить количество учеников до 180. В дальнейшем количество семинаристов достигло 240 чел. О высоком статусе и популярности этого учебного заведения свидетельствует тот факт, что на 30 вакантных мест поступало до 300 заявлений на поступление. Для каждой народности существовали определенные квоты на прием, формировавшиеся в соответствии с потребностями в учителях этой национальности в Казанском учебном округе. В связи с неразвитостью системы начального образования среди нерусских народов, в 1870–1880-х гг. существовала проблема с набором в семинарию достаточно подготовленных абитуриентов из числа чувашей, удмуртов, татар-кряшен, мордвы и марийцев. В связи с низким уровнем подготовки, не все поступавшие ученики из «инородцев» оканчивали курс. Лишь с 1890-х гг. наметилась тенденция по улучшению этого положения, что являлось наглядным свидетельством улучшения системы образования в нерусских школах и развития сети начальных училищ.
В 1877 г. для повышения образовательного уровня поступающих при семинарии открывается подготовительный класс. В зависимости от успехов учеников срок обучения в нем составлял от одного года до двух лет. Сюда могли поступать юноши от 14 до 17 лет. При поступлении в приготовительный класс соискатель должен был сдать экзамены по арифметике, закону божию, церковнославянскому и русскому языку и пению. Ежегодно сюда принималось 30 учеников. При приеме в КУС воспитанникам приготовительного класса отдавался приоритет. Для поступления на казенный счет они должны были выдержать специальные испытания.
Образцом для деятельности семинарии, как, впрочем, и для других «инородческих» учебных заведений педагогического профиля (Симбирская чувашская учительская школа, Карлыганская центральная вотская школа, Унжинская центральная черемисская школа), становится КЦКТШ. Следует отметить, что вплоть до строительства отдельного здания, КУС располагалась в здании КЦКТШ, а семинаристы занимались вместе с учениками школы. Тесная связь между этими учебными заведениями сохранилась и позже.
В семинарии была двуязычная система обучения. Изучение русского языка начиналось в подготовительном классе по учебникам П.И. Смирнова и А.Н. Незеленова. Церковнославянский язык изучался по пособиям, разработанным Н.И. Ильминским, арифметика и геометрия – по работам Н.П. Верещагина, А.П. Киселева, педагогика – по учебникам И.Л. Белова, Н.А. Корфа, К.Д. Ушинского. В образовательном процессе активно использовались книги, переведенные на языки нерусских народов Переводческой комиссией при Братстве св. Гурия. Сами ученики из числа нерусских народов, как природные носители языка, принимали участие в переводах. На протяжении всей истории существования этого учебного заведения переводческая деятельность являлась важной составной частью учебного процесса.
Семинария обладала, особенно в начальный период существования, блестящим профессорско-преподавательским составом. Сам Н.И. Ильминский преподавал здесь педагогику и татарский язык. Его приемный сын Н.А. Бобровников, автор сочинений по теории педагогики, вел занятия по арифметике и дидактике. В.Н. Витевский, известный историк Оренбургского края, занимался с учениками историей и географией. С.В. Смоленский, талантливый музыковед, впоследствии управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге, заведовал уроками музыки и пения. Благодаря ему и учителю Н.А. Александрову, многие ученики в годы обучения в семинарии осваивали игру на скрипке, виолончели и других музыкальных инструментах. Особое внимание обращалось на хоровое церковное пение. Церковный хор, созданный С.В. Смоленским, считался лучшим в Казани. В начале ХХ в. при семинарии были образованы отдельные хоры из представителей народностей, обучавшихся здесь: славянский (общий), татарский, удмуртский, мордовский, чувашский и марийский. Церковные дисциплины вел известный теоретик православного богословия и экзегетики, кандидат богословия священник Н.Т. Каменский (впоследствии казанский архиепископ Никанор).
Важной новацией в системе обучения, внедренной Н.И. Ильминским, было использование разговорных уроков, направленных на изучение русского языка. Для каждого класса определялся необходимый словарный объем, который ученики должны были освоить в течение года. Для первых двух классов он включал 100–300 русских слов. По окончании третьего класса обучающийся должен был знать до 1500 слов. Для проверки знания русского языка ежегодно проводились специальные экзамены.
Результатом многолетних практических и теоретических разработок в области преподавания русского языка для представителей нерусских народов в КУС стали подготовка и издание преподавателем удмуртской образцовой начальной школы при семинарии Иваном Степановичем Михеевым (1876–1937) учебных пособий: «Руководство к ведению разговорных уроков по русскому языку в инородческих школах» (Казань, 1912), «Русская грамматика» (Казань, 1914), принесших ему широкую известность, как в России, так и за рубежом. […]
Продолжение следует.