На что только не идут люди ради великих открытий. Некоторые из них даже устраивают шоу фокусов для младенцев. В ловких руках фокусник вертит яблоко, даёт возможность зрителям рассмотреть его, как следует. Затем прячет его за ширмой. После показывает еще одно яблоко и также отправляет его за шурму.
Теперь настаёт время магии. Ширма поднимается и за ней оказывается только одно яблоко. Шок! Как такое может быть. Ведь каждый знает, что 1 + 1 = 2. Даже младенец. Знаете, как младенцы выражают удивление? Они смотрят на предмет дольше. Именно это время фиксации взгляда и замеряли ученые. В этом и еще в сотни других экспериментов.
Оказалось, что у младенцев и у многих животных есть, так называемое чувство числа. В нас генетически заложено понимание количества. Эта способность была необходима нашим предкам для выживания.
Как мозг различает количества
В университетах Бонна и Тюбингена ученые наблюдали за активностью нейронов, показывая испытуемым картинки с разным количеством точек. Они обнаружили, что за разные числа отвечают разные группы нейронов. Если человеку показать пять точек, в его мозгу активизируется одна группа нейронов. Если три точки, то другая.
Причем в нашем мозгу запрограммирована и базовая система сравнения чисел. Когда человек видит три точки, то нейроны отвечающие за число два и четыре тоже реагируют. Активность слабее, чем если показать соответствующее количество. А если показать пять точек, то эти нейроны будут в покое.
Обучение математики
В прошлом году появились результаты еще одно исследования чувства числа. Ученые из института Дьюка пытались выяснить связано ли врожденное понимание чисел с изучением математики.
Сначала они проводили опыты на детях в полугодовалом возрасте. Ребенка помещали между двумя экранами. На одном показывали одинаковое количество точек, на другом два разных. И считали сколько времени ребенок будет смотреть на второй экран.
Спустя три года этим же детям дали различные тесты на определения количеств. В том числе математический и тест на IQ для дошкольников. Выяснилось, что дети которые дольше смотрели на экран с меняющимся количеством точек в младенчестве, лучше справляются с предложенными тестами.
Руководитель исследования Элизабет Брэннон так прокомментировала полученные результаты:
"Наше исследование показывает, что чувство числа младенца является предиктором символической математики. Мы считаем, что когда дети изучают значение числовых слов и символов, они, вероятно, отображают эти значения на до вербальные представления числа, которые у них уже есть в младенчестве."
То есть всё последующее обучение математики будет строиться именно на этой врожденной системе. Поэтому, если кто-то говорит, что у него нет математических способностей, покажите ему эти исследования. Он умел считать еще в младенчестве.