Найти тему

Клиповое мышление и финансовая грамотность: парадокс Винни-Пуха

Преподаватели БашГУ – эксперты в своей области. Они всегда могут рассказать что-то интересное или полезное. Поэтому мы запускаем рубрику «Советы психолога», где педагоги психологического факультета будут делиться накопленными за годы знаниями.

В этой статье старший преподаватель кафедры общей психологии Наталья Голубина поведает о клиповом мышлении и финансовой грамотности.

Наталья Голубина
Наталья Голубина

Многие интересуются: помогает ли клиповое мышление успешным и богатым людям? «Клиповое мышление» - это современный сленг или психологический феномен? В наше время это словосочетание все чаще используется для характеристики особенностей восприятия потоков информации потребителями в сфере экономики и рекламы, торговли, науки и образования и в других сферах. Но при чем тут Винни-Пух?

Как мы понимаем, в рекламе есть такая необходимость предоставлять кратчайшую информацию, минуя подробности, которые часто обозначаются либо значками типа «*», либо фразами: «…необходимо проконсультироваться с врачом», «…подробности на сайте». Подобные отсылки вырабатывают у потребителя привычку воспринимать только часть информации, и такое поведение в массах закрепляется, потому что это действительно удобно информаторам и реально становится желательным и привычным для получателей.

Возникает вопрос, а что провоцирует массовое развитие клипового мышления? Многие считают, что это современный ускоренный темп жизни, постоянное увеличение объема и систематическое обновление информации. Все эти и другие факторы компенсирует современное «клиповое мышление» потребителя, проще говоря, происходит приспособление и привыкание «объять необъятное» в короткие сроки. При этом получатели уверены, что имеют достаточное знание и представление о продукте. Просто парадокс Винни-Пуха: «Когда идешь за медом – главное, чтобы пчелы тебя не заметили!»

Привычка к клиповому мышлению развивается чаще всего у «людей экрана», которые не хотят сосредотачиваться, быстро переключаются с одного контента на другой, склонны принимать «скороспелые» решения для устранения проблем разного рода, но не склонны к критическому мышлению. А Вы все еще спрашиваете, при чем тут Винни Пух? Цитирую его решения: «Если шар будет зеленый, они (пчелы) могут подумать, что это листик, и не заметят его…. А если шар будет синий – они (пчелы) подумают, что это просто кусочек неба, и тоже ничего не заметят».

-2

Основная возникающая проблема клипового мышления – это «желательность» краткой информации и нарушение понимания людьми при восприятии линейного потока информации, а именно ее содержательности и контекста в целом. Вспоминается известная фраза Винни-Пуха: «Длинные слова меня только расстраивают». Это стало не только средством манипуляций СМИ, рекламы, но и схем финансовых кредитований.

Как правило, отсутствие финансовой грамотности как аналитического эталона при склонности к клиповому мышлению неизбежно приводит потребителей банковских продуктов в позицию «жертвы», зависимой от финансовых задолженностей, и даже к банкротству.

В этой связи возникает вопрос: что предпринять «людям экрана»? Получать финансовую грамотность или сначала решить вопросы по развитию критического мышления и умения сосредотачиваться на информации с психологом? Ответ очевиден: получение финансовой грамотности людям с клиповым мышлением – это «скороспелое» решение и очередной провал, потому что информация о финансовой грамотности будет воспринята ими по привычке, то есть условно.

Таким образом, только решение проблем с профессионалом-психологом даст людям с привычкой клип-мышления возможность саморазвития внимания как сосредоточенности на сути финансовых схем; аналитического мышления как способности анализа, синтеза и обобщения информации; навыков поиска и прогнозирования успешных решений.

В заключение необходимо отметить, что рекомендательный характер занятий с тренером-психологом важен не только «обладателям» клипового мышления, но и личностям с большим творческим потенциалом для развития стратегического мышления, уверенности в себе, жизнестойкости. Так при чем тут Винни-Пух?