Мотоцикл «Урал» – легенда Свердловской области. Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) – единственное предприятие на постсоветском пространстве, которое до сих пор производит тяжёлые мотоциклы, но преимущественно из иностранных запчастей. Теперь из-за нарушения логистических цепочек поставка некоторых комплектующих для мотоциклов ограничена, что снижает темпы производства. И всё же знаменитые «Уралы» останутся на родине, в Ирбите.
Ирбитский мотоциклетный завод – российское предприятие по производству мотоциклов тяжёлого класса. Серийный выпуск мотоциклов «Урал» начался в августе 1941 года для Вооружённых сил СССР. В Ирбите первая партия таких машин была изготовлена в феврале 1942 года. В общей сложности за время войны с завода на фронт было отправлено 9,8 тыс. мотоциклов.
В 2022 году ИМЗ планировал выпустить лишь около 1300 мотоциклов, которые сегодня стали уже не столько средством передвижения, сколько объектом коллекционирования. В первую очередь для иностранцев. Из-за рубежа пришла и новость о том, что «Уралы» больше не будут уральскими.
Курс на Казахстан
Генеральный директор Ирбитского мотоциклетного завода и Ural Motorcycles Илья Хаит объявил об открытии производства в Казахстане.
«Переезд связан с нехваткой некоторых комплектующих, попадающих под санкции, а также с запретом на импорт техники из РФ. Подавляющая часть мотоциклов “Урал” идёт в западные страны, в том числе в США», – сказал он в интервью, размещённом на сайте Ural Motorcycles.
Хаит – бывший топ-менеджер и один из основных акционеров предприятия. В 2000 году завод обанкротился, и он вместе с Дмитрием Лебединским и Вадимом Тряпичкиным выкупил акции предприятия.
Хаит, судя по информации из открытых источников, живёт в Соединённых Штатах. На официальном сайте Ural Motorcycles указано, что компанию возглавляет «небольшая команда в Редмонде, штат Вашингтон»:
«Мы помогаем координировать распространение по всему миру и работаем напрямую с нашим заводом в Ирбите, Россия, над разработкой и усовершенствованием лучших доступных мотоциклов с коляской, готовых к приключениям».
Тем не менее Ирбит – историческая и по сей день единственная сборочная площадка «Уралов», оттуда 80 процентов мотоциклов идёт на экспорт в Америку, Канаду, Японию. И, как выяснилось позже, закрывать уральский ИМЗ не планируют.
Судьба Ирбита
Как отметил исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода Владимир Курмачёв, антироссийские санкции ударили по производству, ограничения на авиасообщение со странами Европы и Запада нарушили логистику. По этой причине усложнилась транспортировка импортных запчастей, которые используются при производстве «Уралов». Ко всему прочему Ural Motorcycles не может осуществлять поставки готовых мотоциклов покупателям из других стран. Поэтому площадка в Казахстане станет второй – для сборки мотоциклов, которые отправятся в США и страны Европы.
«Мы давно уже хотели открыть такое подразделение. Это же распространённая схема у производителей автомобилей и мотоциклов. Ни у кого не вызывает вопросов информация о том, что автомобильная компания открыла сборку в Калуге или ещё где-то. Так и здесь: всё то же самое».
Владимир Курмачёв, исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода
«Раз сегодня есть проблемы, связанные с поставками нашей продукции в некоторые страны, вот мы и хотим попробовать создать в Казахстане нашу сборку», – объяснил Владимир Курмачёв.
По его словам, на Ирбитском мотоциклетном заводе продолжается сборка «Уралов». На прошлой неделе контейнер с техникой был отправлен в Китай. Сейчас работники завода готовятся к производству новой партии мотоциклов.
О сложностях в торговых отношениях говорят и знакомые с производством ИМЗ ирбитчане. Тестировщик мотоциклов из Ирбита Сергей Лежнёв отмечает, что некоторые дилеры вовсе отказались торговать российской техникой. Даже поступали предложения сменить название «Урал», но руководство предприятия с такими требованиями не согласилось.
Мотожурналист телеканала «Авто Плюс» Павел Курлапов считает, что популярность «Уралов» за рубежом объяснима:
– Во-первых, это единственный мотоцикл с коляской, который выпускается серийно. А во-вторых, это russian exotic, как автомат Калашникова и русская матрёшка. Вместе с тем это абсолютно современная техника, которая позволяет на ней ездить без каких-либо проблем и при этом быть не как все. Примерно, наверное, так же, как у нас популярен Harley-Davidson, потому что это такой настоящий американский мотоцикл с духом свободы. Понятно, что мы не можем сравнивать объёмы продаж, потому что мотоцикл с коляской – это вещь достаточно специфичная. Он не каждому подходит, и не все понимают прикол езды с коляской.
Тем не менее популярность «Уралов» в России несколько угасает, говорит Курлапов, и сегодня мотоциклы покупаются здесь чаще всего в коллекционных целях.
– «Урал», как и любой мотоцикл, штука достаточно дорогая. Он стоит не дешевле, чем среднестатистический японский мотоцикл. А у узкой группы людей к «Уралу» до сих пор массово сохранилось отношение, что это мотоцикл для перевозки картошки. Раньше он использовался в сельскохозяйственных целях, но это уже давно не так. Поэтому, в общем, это удел энтузиастов, ценителей. В России ежегодно их продаётся десятки. Это совсем немного, – поясняет Павел Курлапов.
Дело техники
На зарубежные рынки завязан не только сбыт, но и производство мотоциклов. Процентов 70 – это зарубежные комплектующие: проводка, электрика, колёса, обода, диски, амортизаторы, рассказал изданию реставратор советских «Уралов» Илья Субботин.
– По факту на заводе ведут только сборку и производство каких-то крупных частей – например, корыта коляски, – отметил он.
Как утверждает собеседник, сегодня даже покрытие для мотоциклов импортное. Одной из главных проблем при выходе «Уралов» на американский рынок было качество покраски, которая за год теряла свои свойства.
– Дело доходило до того, что каждый покупатель, приобретая мотоцикл, за свой счёт его ещё и перекрашивал потом, потому что ирбитская покраска была плохая. Тогда пригласили специалистов из Америки, которые показали, как красить, чем и в каких условиях. Сейчас у них керамическое покрытие одно из лучших в мотоциклетном мире, – рассказывает реставратор.
В Ирбите мотоциклы собирают 120 сотрудников. Руководство завода отмечает, что существенных сокращений штата в связи с открытием дополнительного производства не планируется. Сейчас объявлено об увольнении пяти работников, но из-за временного уменьшения объёмов производства часть сотрудников находится в плановых отпусках, часть переведена на две трети занятости. Половина коллектива работает в обычном режиме.
Как полагает мотожурналист Павел Курлапов, открытие дополнительного производства в Казахстане позволит вернуть процесс сборки мотоциклов в прежний режим. Такое решение поможет наладить логистические цепочки и уйти из-под каких-то санкций. Однако говорить об увеличении количества производимой техники пока невозможно.
#мотоциклы урал #ирбитский мотоциклетный завод
Читайте и смотрите нас: