Читатели просят рассказать про старый и традиционный чанцюань, который у нас просто не известен, а под чанцюанем большинство знает лишь современный спортивный новодел, созданный в КНР в середине ХХ века. Однако задолго до этого существовал одноименный стиль, который правильно именовать длинным кулаком [императора] Тай-цзу (太祖長拳 Tàizǔ zhǎngquán).
Название восходит к первому императору и основателю династии Сун. Согласно легенде, будущий император Тайцзу полагался на это умение, чтобы завоевать Китай, и после он основал Тайцзумэнь (太祖门 tàizǔmén), передав свое искусство последующим поколениям. Так же легенда говорит, что эти методы были в основном популярны в армии. Это было пиковым периодом развития подобных искусств в армии. Но после династии Сун, в связи с постепенным внедрением огнестрельного оружия, эти первоначально воинские боевые искусства стали передаваться народу. Происходила постепенная тенденция
превращение оружия в кулаки.
Что самое интересное, существует разные одноименные школы, довольно отличающиеся меж собой: северный Тайцзумэнь и южный, в Гуандуне и Фуцзяни. А еще он есть на Тайване.
Южный стиль Тайцзумэнь сохранился хорошо, есть даже занимающиеся на постсоветском пространстве, поэтом ограничимся лишь видео. Там сперва идет многим известное таолу Саньчжань, а потом и немного парной отработки есть:
Северное сохранилось куда хуже, в основном в городе Лайчжоу уезда Янтай провинции Шаньдун. Это направление также называют... #тайцзицюань (太子拳 Tàizǐ quán, первые два иероглифа несут значение "наследник престола" или Полярная звезда).
На видео ниже Чэнь Цзяншань из Тайваня разбирает таолу этого стиля:
По клану основных когда-то носителей стиля его еще называют чжаоцзяцюань, чжаомэнь паоцюань-пушечный кулак семьи Чжао или просто чжаомэнь (赵家拳 zhàjiāquán, 赵门炮拳 zhàomén pàoquán или 赵门 zhàomén).
Ещё большую путаницу добавили годы народных восстаний, когда его именовали, как обычно, хунцюань (записывали двумя разными способами 红拳 и 洪拳, но чтение одинаковое - hóngquán).
Там же в Шаньдуне одноименный стиль происходит от семьи Ян из деревни Янчжуан (杨庄 Yángzhuāng). Их предок, Ян Дэхун когда-то приехал из провинции Шаньси, по дороге изучив свою версию в... монастыре Суншань Шаолинь, а теперь она передается в этой деревне уже в течении шести поколений.
Интересно, что У Бин (武兵 Wǔ Bīng) один из видных специалистов современного спортивного чанцюань, в своей статье от 2008 года в журнале "Цзинъу" пишет, что стиль Тайцзумэнь как раз родом из провинции Шаньси.
Шаолиньскую версию этого стиля можно посмотреть на видео ниже:
По другой версии, в деревнях Янчжуан и Лицзинфан обучал монах, который ушел (возможно - бежал) из храма, вернувшись в семью в годы империи Цин и затем обучавших местных ополченцев из Общества Красного копья (红枪会 hóngqiānghuì).
Считается, что через участников этого Общества, стиль тайцзу чанцюань оказал сильное влияния на многие другие, хорошо известные и популярные сейчас кулачные школы этих трех провинций - благодаря своему более раннему формированию, законченной системе и очевидным прикладным эффектам. Поэтому этот стиль заслуженно считают матерью ста кулаков (百拳之母 bǎi quán zhī mǔ), то есть иносказательно - предком сотни кулачных школ. И на начало ХХ века, до массово распространения реформированного ушу по стране, это один из шести наиболее известных школ в китайских боевых искусствах.
Однако сейчас сам шаньдунский стиль практически на грани исчезновения... Нормальная школа разве что в Тайбэе.
Ниже Чэнь Цзяншань демонстрирует Тайцзу чанцюань и поясняет ключевые моменты, на которые следует обратить внимание при занятиях:
Разбор бросковой техники стиля:
Обращаю внимание, что данная статья не является учебным пособием, а лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника.
Видеоматериалы приведены с целью ознакомления и развития кругозора.
С уважением, Дм. Моисеев, СПб - 2022
Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!