Истерики, отсутствие взаимодействия и нежелательное поведение. С этим связано большое количество проблем в семьях с особенными детьми. Общая рекомендация обычно сводится к простому: используйте поведенческий анализ (ABA). Мы собрали частые вопросы родителей и пообщались с поведенческим аналитиком школы «Я особенный» Жанной Хатунцевой, которая помогает семьям уже 10 лет.
–Жанна, почему именно ABA-методика вышла в мировые лидеры среди занятий с особенными детьми?
– Эффективность ABA объясняется индивидуальным подходом. Используя подтвержденные наукой основы поведенческого анализа, мы можем составить индивидуальный путь развития ребенка. Понять, с какими навыками, поведением работать и главное – как это лучше сделать, используя поведенческие методики. Мы задаем направление родителям и педагогам, так наша помощь проникает со всех сторон. Однако поведенческий анализ – не панацея. Эффективнее заниматься комплексно. Есть медицинские аспекты, которые решаются только с врачами. «Поведенщики» видят закономерности и могут порекомендовать обратиться и к другим специалистам. На одном уровне с ABA, на мой взгляд, стоят занятия сенсорной интеграцией.
–Почему так важна сенсорика? Есть интересные примеры работы с ней?
– Сенсорное восприятие – это то, как ребенок ощущает мир и окружающие его стимулы. У детей с особенностями развития всегда есть трудности в этой сфере. Была у меня девочка, которая бросала предметы, не слушалась. При этом будучи уже большой, но еще ходила в памперсах, не понимала, когда хочет в туалет. Я проанализировала ее поведение, поняла, что ее тело «заглушено». Начали работать с сенсорикой: мяли, катали, делали другие упражнения для тела. Через два месяца она пришла без памперса, начала ходить в туалет. Поняла, когда хочет. Кроме этого, она не чувствовала и другие части тела. И вдруг начала дергать ногой, если что-то мешает в ботиночке. Раньше она неудобств не ощущала.
–Вопрос с туалетом, кстати, крайне актуален в особенных семьях. Какими упражнениями разрабатывается этот нюанс?
–Я в таких случаях работаю с областью таза. Например, делаю массаж и вибрации мячом. А когда у ребенка улучшается чувствительность в этой области, применяем поведенческие методики приучения ходить в туалет.
–Своеобразный болевой порог – еще одна особенность наших детей. Можно ли с помощью сенсорики сделать ребенка более или менее чувствительным?
–Можно научить мозг чувствовать в теле небольшие сигналы, если это нужно в конкретном случае. Так, например, эффективно упражнение на обертывание. Мы кладем ребенка в одеяло. Катаем и прижимаем, как колбаску, таким образом, даем ребенку почувствовать свое тело. Чтобы лучше понять, долго посидите на одной руке. Вы ее остро будете чувствовать еще минут 15, так? Но затем это пройдет. С детьми также. Чтобы тело включалось, нужно прорабатывать его постоянно. И с этим еще легко работать. Намного труднее со зрением.
–А с ним как?
–Порой ребенок не может работать за столом из-за «туннельного» зрения. Тогда я предлагаю родителям работать, как в школе: с доской, либо на стене.
–Часто родители делают упор на академических навыках, забывая о поведенческих. Это ведь не совсем правильно?
–У поведенческих аналитиков есть такое правило: мы не работаем с навыками в момент, когда происходят нежелательные реакции. Если ребенок истерит, мы не пытаемся его чему-то учить в этот момент. Бесполезно. Поэтому, в первую очередь, мы работаем с действиями, которые могут навредить самому ребенку и окружающим. С реакциями, которые мешают обучению. А уже потом работаем с различными навыками.
-А как вы действуете в случае истерики?
–Выясняем, почему так происходит. Где тот триггер, который позволил истерике случиться. Часто такое поведение может происходить из-за отсутствия навыков. Допустим, дети не научены просить. Это тоже навык, которому мы учим в первую очередь.
–Еще частая проблема – дисциплина. Как ее улучшить?
–Поощрения. За 10 лет практики на абсолютно всех моих детях это сработало. Важно выстроить коммуникацию. Чтобы желания ребенка исполнялись после того, как он сделает требуемую задачу. Как только он поймет, что за выполнение задания ему что-то дадут, дело сдвинется. Схема простая: «сначала - потом». И советую максимально визуализировать все во время занятия. Так детям понятнее, что происходит: какое задание и когда нужно сделать, когда оно закончится, что после этого он может получить.
–А как найти нужное поощрение?
– Смотрим, что ребенок больше берет в руки. Что сложнее у него забрать. Какие звуки или стимулы больше нравятся. У детей с особенностями развития очень низкий уровень мотивации. Им просто многое неинтересно. Они могут быть равнодушны к игрушкам. Но при этом любят что-то определенное. Например, ребенок обожает паровозы. Значит, ищем все с этим «интересом» – наклейки, картинки. Но в 95% используются все-таки пищевые поощрения. Многие любят сладкое. Кто-то зефир, кто-то шоколад, бывают и нетипичные «вкусняшки». Второе место – сенсорные аспекты. Визуальные стимулы. Кому-то нравятся пищащие игрушки или активности, прыжки на батуте. Понаблюдайте и найдите те подкрепления, которые подходят именно вашему ребенку. И помните, что любое (даже самое любимое) может надоесть. Поэтому предлагайте новые виды подкрепителей, ищите, чем еще заинтересовать.
–Какие необычные поощрения вы встречали в практике?
–Один мальчик обожал заводные игрушки. Ему нужен был строгий процесс: чтобы одна из них проехала по столу и упала. Только после этого он готов был заниматься дальше. Причем второй раз она его не интересовала. Нужна была новая. Пришлось завести очень много таких игрушек.
–Говорят, иногда между поощрением и наказанием встречается тонкая грань. Это как?
–Да, порой родители сами подкрепляют ненужные действия, не осознавая этого. Например, обращают внимание на ребенка, только когда он что-то пытается делать не так, показывает нежелательное поведение. Естественно, он запоминает этот момент, ему нравится внимание, и он как бы специально его вызывает. Или другой пример. Ребенка шлепают по попе, но неправильные действия только усиливаются. Возможно, у него особые сенсорные потребности. И ему, наоборот, нравится, когда его шлепают или сильно зажимают. Он нарывается специально.
–Как тогда восполнить этот опыт?
–Проводите регулярно сенсорные игры. Например, делайте «мышеловку». Это такое упражнение, когда нужно обхватить ребенка обеими руками, как бы зажать. А он должен выбраться. Во-первых, он начинает получать нужную ему сенсорную нагрузку. Во-вторых, в этой игре подключается мозг. Ребенок должен сам придумать, как может освободиться разными вариантами, без подсказки.
–А как быть с поощрениями в школьном возрасте?
–Вводятся жетоны. В течение дня ребенок получает за каждое задание жетон, а потом свою коллекцию может поменять на подарок. В старших классах это могут быть деньги. Первые жетоны есть и в обычных школах – это наклейки за первые успехи в дневнике. Главное – ребенок должен воспринять эти жетоны как поощрение. Вы должны договориться, или правильно провести тренинг по введению жетонов.
–Как, с точки зрения поведенческого анализа, облегчить жизнь ребенку в школе?
–Рекомендую родителям подготовить памятку об особенностях ребенка и заранее пообщаться с учителем. Он должен знать, что ребенка может взволновать и как нужно или не нужно реагировать на его действия. По сути, поведенщики меняют среду вокруг ребенка. Когда я решала вопросы со своим ребенком, я готовила именно окружающих. Проговаривала им, какое их действие ребенок пытается вызвать и почему на него не надо поддаваться. Иногда нужно перетерпеть: ребенок увидит, что реакции нет, и перестанет вызывать ее своим нежелательным поведением. У нас это называется «гашение», но к нему нужно подходить профессионально.
–Родители часто злоупотребляют подсказками, что может мешать усвоению навыка. Если ли рекомендации по этому поводу?
–Их нужно грамотно вводить и вовремя убирать. Аналитики ведут специальный протокол, в котором прописаны те навыки, над которыми мы работаем с конкретным ребенком и уровни подсказок. Их нужно последовательно упрощать. Там же есть и сроки. Если ребенок что-то уже делает, не надо давать лишние словесные инструкции, как это часто делают родители по привычке. Например, тренируем самостоятельное надевание куртки. Сначала мы говорим «Возьми куртку». В следующий раз пробуем указать пальцем, то есть переходим на жест. Ребенок вспомнит и свяжет это с инструкцией. Потом убираем жест и только указать взглядом.
–Какие советы дадите родителям?
–Первое. Рекомендую работать с поведением и обучаться в этом направлении. Не закрываться дома. Очень часто происходит так называемая аутизация семьи, а это нежелательно допускать. Выходите чаще на площадки, в парки. Не бойтесь просить окружающих подбодрить ребенка. Просто подойти к нему, что-то ему передать, пообщаться. Это вызовет положительный опыт социализации. Второе. Не искать волшебную таблетку. Ее нет. Для каждого нужна своя комплексная терапия. Третье. Для своей уверенности пройти курсы поведенческого анализа. Хотя бы начальный уровень. Чтобы понять, как формируется поведение и как оно закрепляется, понять механизмы. После этих знаний смотришь на все вокруг совсем по-другому.
Текст: Галина Соловьева