Найти в Дзене
Кинолог на дом

Для чего учить собаку?

Согласитесь, достаточно странный вопрос. Все, у кого в жизни появляется собака, знают, что её надо учить. Для чего учить? Для того чтобы она была умной и послушной!

Умной, значит, что собака должна получить интеллектуальное развитие. Выучить команды, научиться преодолевать препятствия, охранять хозяина, ходить по следу и т.п.

Послушной, значит собака должна научиться воспринимать своего владельца как лидера. Всегда и во всём его слушаться и выполнять его команды.

Вроде бы тут всё ясно, но на практике оказывается по другому. Чаще всего вопрос с образованием собак решается на 100%. А вот вопрос послушания, т. е. выполнения команд владельца везде и всегда, решается частично: на площадке почти слушаюсь, а в жизни как получится.

С другой стороны, очень часто приходится наблюдать картину тотальной послушности у необразованных собак. Собак с которыми никуда не ходили заниматься, но они отлично слушаются своих владельцев. Парадокс, необученные собаки слушаются своих владельцев, а обученные через раз на третий. В чём здесь причина?

Основная причина состоит в том, что владельцы ставят знак равенства между образованием и послушанием. Большинство собаководов считают, что обученная собака обязана выполнять команды владельца. А это ошибка!

Образование, которое владелец даёт собаке, слабо соотносится с появлением у неё стабильного желания всегда и везде выполнять команды. Работать в определенных условиях, на дрессировочной площадке собака будет, а вот в обычной жизни не факт.

Давая образование собаке, владелец развивает своего питомца, расширяет его интеллект, формирует более уверенное поведение, тренирует пластичность нервной системы и т.д. Все эти упражнения, несомненно, позитивно отражаются на собаке и на её отношения с владельцем. За исключением одного нюанса, более развития собака повышает свою самооценку, а это сказывается на желании подчиняться.

В человеческой жизни всё точно так же. Посмотрите на детей в возрасте 8-10 лет и вы увидите, что более независимо, более активно, более уверенно себя ведут детки занимающиеся в спортивных секциях. Ведь помимо физического развития секции формируют повышение самооценки ребенка, что сказывается на его независимости и проявлении характера.

То же самое происходит у собак. Занятия с собаками носят обоюдный характер. Образовывая собаку, мы одновременно показываем ей черты своего характера, особенности своего поведения и способность к управлению ею. А эта информация далеко не всегда оборачивается в нашу пользу.

Примерно 60 % моей практики составляют собаки которые уже занимались на различных дрессировочных площадках. Надо отдать должное инструкторам, которые с ними работали, почти у всех собак очень хорошо сформированы навыки. В определённых условиях за кусок или игрушку эти собаки готовы горы свернуть, но стоит чуть изменить внешние условия, обогатить обстановку, изменить условия выполнения навыков и т.п. и всё, собака не слушает владельца. Собака из образованной моментально становится необразованной и непослушной.

В чем кроется основная причина такого поведения?

Дело в том, что работая в области образования собаки, владельцы часто упускают момент необходимости введения послушания.

Вспомните, как долго вы работаете со своим питомцем на ПП? Как быстро начинаете вводить вероятностный режим подкрепления? Как быстро переходите к отдалённому подкреплению? Как часто практикуете смену мотиваций, вводя вместо пищевого социальное подкрепление? С какой настойчивостью добиваетесь выполнения своих команд? Как используете коррекцию и наказание? Как интенсивно работаете над автоматизацией поведения? Какое количество повторений практикуете на каждом навыке? Как вводится подчинение?

Чаще всего рядовой владелец собаки вообще не заморачивается подобными вопросами. А зря! Ведь именно в ответах на эти вопросы кроется причина непослушания образованной собаки.

Приходя заниматься на учебно-дрессировочную площадку, спрашивайте и интересуйтесь не только КАК будут обучать вашего питомца, а ещё и КАКИМ ОБРАЗОМ вас научат его подчинять. Какие методики будут применять для установления правильных взаимоотношений, в которых образованность будет дополняться послушанием, а не наоборот.

Частично я затрагивал эту тему в посте "Почему не слушается собака?", где рассказал о том, что неправильные социальные взаимоотношения становятся причиной непослушания. А в практической работе образование собаки должно плавно перетекать в послушание.

Важно помнить, что образование собаки не самоцель дрессировки! Дрессировка - это процесс построения правильных социальных взаимоотношений между владельцем и собакой с помощью навыков.

Удачи в дрессировке!

#дрессировка собак #дрессировка щенка #овчарка #воспитание щенка #кинолог_на_дом #собаки #воспитание собак #кинология #зоопсихолог #дрессировка