Отличные качества истребителя «Анрио» заметили не только итальянцы. Так, один из этих самолетов из-за повреждений в бою совершил вынужденную посадку в нейтральной Швейцарии. Швейцарцы интернировали машину и, воспользовавшись случаем, провели всесторонние испытания доставшегося им самолета. Швейцарские пилоты дали ему очень высокую оценку, и после окончания войны Швейцария заказала во Франции партию «Анрио» для своих ВВС. И здесь H.D.1, поставленные швейцарским ВВС в 1922 году, тоже оказались долгожителями: они были сняты с вооружения только в 1930 году, когда главное место в истребительной авиации мира уже начали завоевывать скоростные монопланы…
Но не только итальянцы и швейцарцы стали во время Первой мировой войны преданными поклонниками «Анрио»; в 1917 году их ряды пополнили бельгийские летчики. Бельгия была оккупирована немцами еще в 1914; тем не менее, бельгийская армия не сдалась. Отступив на территорию Франции, она продолжила борьбу. Здесь, во Франции, и создавались бельгийские ВВС. Создавались запоздало и медленно. Формирование истребительных бельгийских авиачастей произошло лишь в 1917, а к активным боевым действиям истребители Бельгии приступили только на рубеже 1917 – 1918 годов.
Для создающихся истребительных эскадрилий бельгийцы поначалу заказывали по несколько самолетов разных фирм – начинающим летчикам предстояло выбрать себе «боевого коня» среди таких претендентов, как Сопвич «Кэмел», СПАД-7, Анрио H.D.1 и несколько версий Ньюпоров. И хотя все самолеты, осваивавшиеся бельгийцами, были лучшими истребителями Антанты для 1917 года, летчики в конечном итоге остановили свой выбор на H.D.1. «Анрио» был легче и маневреннее не только «тяжелого» скоростного СПАДа, но и всех вариантов «легкого» Ньюпора; при этом «Анрио» оказался надежнее любимого британцами вёрткого «Кэмела» и был намного проще и безопаснее его в управлении. Поставки H.D.1 в бельгийские ВВС начались в августе 1917; всего для малочисленной истребительной авиации Бельгии было собрано 125 машин. Ими вооружились и пополняли потери все три имевшиеся в бельгийских ВВС истребительные эскадрильи. И хотя в этих частях по-прежнему встречались истребители и других типов, именно самолеты H.D.1 оставались основными истребителями ВВС Бельгии вплоть до самого конца войны.
Первые Анрио H.D.1 поступили в бельгийскую 1-ю эскадрилью в конце августа 1917, когда часть еще только формировалась. Несколько позже такими машинами вооружили 5-ю эскадрилью. 1 марта 1918 г. эти части переименовали соответственно в 9-ю и 10-ю эскадрильи, сведя вместе с 11-й (эксплуатировавшей и «Кэмелы», и «Анрио») в 1-ю истребительную группу. Не менее семи Анрио HD.1 попало и в разведывательную 7-ю эскадрилью, в составе которой они применялись для сопровождения самолетов-разведчиков.
Первая официальная победа на бельгийском Анрио HD.1 была одержана 21 февраля 1918 г., когда лейтенант де Мелемеестер уничтожил «Альбатрос» D.V. А вскоре этот самолет зарекомендовал себя с самой лучшей стороны: из 73 вражеских машин, сбитых бельгийцами в 1918 г., 55 стали жертвами пилотов Анрио HD.1. В частности, упоминавшийся уже Андре де Мелемеестер 5 из своих 11 официальных побед одержал на «Анрио» (а так же 8 из 17 побед, которые бельгийцу не удалось подтвердить).
На этом типе воевал и лучший бельгийский ас Вилли Коппенс, одержавший за свою летную карьеру 37 официально подтвержденных воздушных побед – все на H.D.1. А одну из целей Вилли уничтожил таранным ударом – распорол винтом своего «Анрио» обшивку никак не загоравшегося от пуль германского аэростата! И именно Коппенс испытывал несколько модификаций «Анрио», не пошедших в серию: версии с двумя 7,7-мм синхронными пулеметами, с одним 11-мм пулеметом «Виккерс», стрелявшим разрывными пулями, а также самолет с протектированным топливным баком.
С ноября 1917 и до конца войны на H.D.1 воевал и знаменитый «Антверпенский дьявол» Жан Олислагер – один из «пионеров» бельгийской авиации. Тот, который еще в сентябре 1915, летая на двухместном разведчике, сбил выстрелами из пистолета (!) германский «Авиатик». Жана можно назвать воздушным рекордсменом того времени: вступив в бельгийскую армию в 1914 году с собственным аэропланом, он дожил до конца войны, совершив почти 500 боевых вылетов и проведя почти 100 воздушных боев. При этом совершенно неизвестно, сколько же Олислагер одержал побед: пропитанный духом рыцарства, Жан презирал математические подсчеты поверженных противников, и не вел личного счета. Те 6 официальных побед, что значатся на его счету – это самолеты, сбитые Олислагером над своим аэродромом на глазах начальства и упавшие буквально у ног его командиров. По их приказу эти победы и были записаны в формуляр летчика; о самолетах же, уничтоженных в многочисленных боях вдали от своего аэродрома, Жан никогда не докладывал. О реальной результативности этого пилота говорит только его прозвище: «Антверпенский дьявол»…
Весьма показательно, что впечатляющих боевых успехов бельгийские летчики добились в 1918 году, когда их H.D.1 противостояли уже германским аэропланам нового поколения. Это говорит о том, что созданный два года назад истребитель, несмотря на бурное развитие в то время авиации, без какой-либо модернизации оставался на уровне современных требований вплоть до самого конца войны. И хотя для последних месяцев боев скорость «Анрио» была уже не выдающейся, а посредственной, а вооружение – несколько слабоватым, полностью устаревшим истребитель за время войны так и не стал. В отличие от большинства своих конкурентов и противников, устаревавших и «сходивших со сцены» уже через 4 – 6 месяцев после своего появления на фронте…
Любопытно, что этот популярный во многих европейских странах самолет так никогда и не был принят на вооружение французской армии. Лишь французский флот закупил у «Анрио» несколько машин в варианте гидросамолета - они использовались морской авиацией для обороны базы ВМФ в Дюнкерке. Это были двухместные гидросамолеты H.D.2, созданные фирмой «Анрио» в конце войны на базе своего истребителя. Эти машины были оснащены поплавковыми шасси, двигателем Клерже 9В (130 л. с.) и имели модифицированное вертикальное оперение. Они получились очень удачными; H.D.2 заметно превосходили аналогичные британские гидросамолеты того времени. Но окончание войны снизило спрос на аэропланы, и фирма прекратила выпуск H.D.2, успев построить всего 75 экземпляров гидросамолетов.
Один из H.D.2 был переставлен на колесное шасси, им вооружили линкор «Париж». Истребитель взлетал с деревянной палубы, оборудованной на башне орудий главного калибра. Самолеты этой модификации, в том числе и на колесном шасси, поставлялись американскому флоту, базировавшемуся во Франции. Несколько H.D.2 были отправлены в Америку, где использовались для испытаний. Знакомство с самолетами фирмы «Анрио» заинтересовало американцев, и они в 1918 г купили у французов лицензию на выпуск истребителей H.D.1. Авиазавод в Филадельфии построил 89 истребителей «Анрио», которые использовались для опытов по полетам с палуб кораблей.
Таким образом, всего было изготовлено 1.145 самолетов H.D.1 и 75 гидросамолетов H.D.2. Из них 831 истребитель построили по лицензии в Италии и 89 – в США; французы выпустили всего 225 H.D.1 и 75 H.D.2. Анрио HD.1 оказался на редкость удачной машиной — прочной и живучей. Среди легких истребителей с ротативными моторами он по праву может считаться одним из самых лучших.
Анрио H.D.1 (01): случайный шедевр в руках итальянцев
Другие статьи канала по авиации 1-й мировой войны:
1МВ. «Альбатрос» - грозная птица кайзера
1МВ - ВВС Италии: многоцелевые самолеты
1МВ: многомоторные бомбардировщики Италии
Истребители Австро-Венгрии: «первый блин комом» или «за неимением гербовой бумаги пишут на простой»
Истребители Австро-Венгрии: «второй блин хорош, да мал»
1МВ. Первый истребитель британских асов
1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (01). Рождение
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.