...или главная трудность, с которой я столкнулась при обучении детей.
Нет, речь не о моей памяти :) О своей тоже напишу, если не забуду, конечно.
Речь о моих учениках.
Когда я начинала работать, и передо мной открывались туманные неизведанные просторы педагогики, я интуитивно пошла по самому простому пути:
изучили тему - закрепили её - начали новую
И тут же напрашивается сравнение с лестницей. Каждая новая тема - новая ступень
Например, изучаем тему «Тригонометрические функции». Ребенок хорошо знает теорию, решает примеры - с моей помощью и без неё. Но... Уже через 2 недели вопрос про синус вводит его в ступор. И сразу в сердцах сказанная фраза:
«Я же не мог забыть!»
Я хорошо понимаю это ощущение: как будто что-то рыбкой ускользнуло из твоих рук.
Но что же делать мне? Лестница, которую я уже выстроила в своей голове, превращается в поле для челночного бега: вверх-вниз, вверх-вниз. Прошли новую тему - и тут же вернулись к старым. И чем дальше, тем на большие дистанции приходится бегать.
Выходило как-то чудовищно неэффективно. Спасали блиц-опросы в конце занятия: я задаю ряд быстрых коротких вопросов каждое занятие, пока не доведу до автоматизма. Один мой ученик запомнил теорему Пифагора настолько хорошо, что это превратилось в математическое «Отче наш».
Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Был и ученик, с которым сдвинуться дальше не выходило совсем. Как-то раз я три занятия подряд объясняла тему «Силы», иллюстрируя свой рассказ на рисунках и всех подручных предметах. Мячик давит на стол, я давлю на мячик, Земля притягивает меня к себе, а стул сопротивляется преломлению себя моей пятой точкой. Понял? А что понял?
Ответы меня удовлетворяли, но на следующем занятии всё равно: «Не знаю».
А другой ученик как-то раз вернулся грустным с работы по математике. «Я плохо решил задания, потому что учил историю, и она вытеснила всю алгебру».
К сожалению, я построила обучение так, что старые факты не связывались с новыми. Сдал экзамен - забыл предмет. Отчитался по синусам - начал теорию вероятностей как с чистого листа.
Очень важно подбирать (пусть даже сочинять!) новые задачи так, чтобы в них проскользнула (той самой золотой рыбкой) старая информация.
Например, я очень люблю геометрические задачи, где необходимо составить и решить уравнение. Или пусть даже будет совершенно дурацкая задача: «Какова вероятность, что у Пети получится ответ sin(a) = 42» уже заставит ребенка задуматься. А если будет вопрос «Какова вероятность, что у Маши получится sin(a) = 0,675», то это повод и свойства функций обсудить, и пределы затронуть :)
А если ещё и получится органично вписать в историю кусочек математики? Целое искусство.
Такие вещи занимают очень много времени. Я, репетитор, всё еще того же биологического вида, что и ученики - и задачи на несвязанные математические факты идут мне в голову неохотно. Помню, как сама в школе опростоволосилась и, решая задачу о силе Ампера, не вспомнила про существование силы нормальной реакции опоры. Для меня она осталась далеко, в 9 классе, в механике. А в 10 мы занимались уже электромагнетизмом! Вещами посерьезнее :)
Разочарованное лицо учителя помню до сих пор.
Я стараюсь не показывать отрицательные эмоции.
Забыл? Такое случается. Давай попытаемся вспомнить вместе
А какие вы знаете способы помочь детям (или себе!) лучше запомнить материал?
И можете ли придумать задачи, объединяющие совсем разные темы?