Найти тему
Юлия Варенцова

Почему Алексея Саврасова упрекали в увлечении "иностранщиной"?

Алексей Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен), 1862
Алексей Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен), 1862

Алексей Саврасов вступает в Московское общество любителей художеств, которое всячески пропагандирует искусство, устраивает выставки и добывает средства для поездок художников за рубеж. Оно же становится организатором перевоза в Москву знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», в чем Саврасов принимает активное участие.

То же Общество любителей художеств посылает Алексея Саврасова на всемирную выставку в Лондон. Позже художник скажет, что ни уроки у самых уважаемых профессоров, ни обучение в Академии не дали ему столько, сколько посещение этой выставки, где он увидел, как работают европейские мастера, и где его особенно поразили пейзажи англичан - Констебля и Бонингтона.

На обратном пути Саврасов посмотрит Европу и задержится в Швейцарии. Его поражают Альпы - величественные горы с вечными снегами, не тающими даже летом, с ущельями, долинами и озёрами. Здесь он делает пейзажные этюды, и потом, в мастерской, надолго забрасывает русские мотивы ради монументальных горных видов. Именно в своих швейцарских работах художник делает большой шаг к реализму, к отказу от всякой условности и дополнительной «красивости». Но критики упрекают Саврасова за увлечение "иностранщиной" и напоминают, что зрители ждут от него родных просторов.

Из книги:

Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века

Подробнее:

https://www.labirint.ru/books/740206/