Найти в Дзене

Об утрате советского грузинского наследия

Советская чайная Грузия, как известно, во многих вопросах была впереди планеты всей. И в данном случае это не ироничная фигура речи, а объективная, хоть и прошлая реальность. Перед грузинской чайной наукой и грузинской чайной промышленностью часто ставились странные с современной точки зрения задачи, в этой отрасли хватало традиционного местного и общесоветского колорита — но все это было мелочью по сравнению с реальным уровнем многих специалистов, масштабом и глубиной научных изысканий и интересностью конкретных разработок.

К сожалению, все это богатейшее наследие практически утрачено. Даже научное — хотя его, на первый взгляд, утратить невозможно. Но за те несколько десятилетий, которые прошли после развала СССР, изменились, как минимум, методы исследований и лабораторное оборудование. И для того, чтобы актуализировать многие советские грузинские чайные изыскания, их нужно просто переделать. Что совершенно нерационально с современной точки зрения. Поэтому старые грузинские научные бумаги постепенно превращаются в архивную пыль и даже если они будут оцифрованы, то будут представлять почти исключительно исторический интерес.

Грузинский среднелистовой черный чай 1960 года. © Ольга Никандрова
Грузинский среднелистовой черный чай 1960 года. © Ольга Никандрова

В этом смысле советский грузинский проект немного похож на два других и совершенно разных проекта: на отечественное виноделие и американскую лунную программу. Лунную программу, реализованную на материалах, технологиях и инженерии 1960-х годов, невозможно просто взять и портировать в современную реальность — это будет намного дороже и сложнее, чем разработать полностью новую программу. Ну а остановка несколько десятилетий назад развития отечественного виноделия привела к тому, что современную российскую винную индустрию пришлось создавать практически с нуля.

С современным грузинским чаем дела обстоят примерно также. Примерно, потому что советское грузинское чайное наследие можно условно разделить на две части: традиционную и инновационную. Традиционная часть — это производство чая индустриальными и кустарными методами. Эта часть наследия пострадала в небольшой степени — при должном тщании даже старые плантации и старое оборудование позволяют производить в Грузии как минимум интересный чай. Мало того, в традиционные схемы чайного производства легко и не очень напряжно вписываются новые машины и новые методы обработки чайного листа, часто с неплохим результатом. Убедительный пример такого результата — грузинский белый чай.

А вот инновационная часть грузинского чайного наследия утрачена почти полностью. Перерыв в развитии просто обнулил практически все старые достижения. И в настоящее время инновационное советское чайное наследие можно использовать очень ограниченно — для того, чтобы поплакать о былом величии, как сортовую базу и в развлекательных целях.

Вот. Вообще-то, все написанное задумывалось как короткое вступление к рассказу о советских чайных газировок — но нас как-то понесло… Отчасти потому что эти самые чайные газировки были ярким примеров инновационных советских грузинских чайных разработок.