Это один из основных законов логики.
Правильное вступление может дать нужное направление рассуждения в любом сочинении по литературе, особенно в большом, развёрнутом литературоведческом. Какие ошибки совершают учащиеся? Начинают с биографических данных. Это почти всегда мешает сделать плавный и логически вытекающий переход к основной части, которая и должна представлять собой аргументированное рассуждение. Советую начинать с отображения мировоззренческой основы стилистических особенностей писателя.
Я советую краткие развёрнутые ответы начинать с фразы: ИОФ, как писатель-романтик/реалист/модернист..., ...
Например, любое сочинение о писателях-романтиках удобно начинать с того, что основной особенностью этого направления является двоемирие: мир скучной, несовершенной реальности противостоит миру возвышенному, идеальному, в котором царит гармония (справедливость). Говоря о героях, обязательно отметить, что герой-романтик – обязательно красив, страстен и одинок (бунтарь-одиночка). И ещё что нужно знать – это то, что идеал разные авторы ищут в разном: одни– в экзотических странах, пейзажах, отличающихся красотой, буйством природы, другие – в истории, где жили и боролись те самые героические бунтари-одиночки с возвышенными идеалами, или в одиночестве.
Отталкиваясь от этих моментов, легко перейти к любой тематике основной части, потому что эта мысль становится правильным переходом к содержанию, раскрывающему и способы создания образа, и приёмы раскрытия темы или основной мысли произведения.
Поговорим об авторах эпохи Просвещения: Ломоносов, Державин, Фонвизин. В данном случае удобно начинать с того, что идеалом литературы 18 века являлась просвещённая монархия, которая могла бы провести государственные преобразования, основанные на принципах справедливости и гуманности.
Если в сочинении речь должна пойти о способах раскрытия основной мысли, эффективно будет отталкиваться от одного из основных принципов классицизма – строгое деление на 3 стиля (если не знаете, напишите, объясню отдельно), которое легко проследить в лексике и интонациях.
Писатели-реалисты (19 век)
Прежде всего для этой эпохи характерно стремление обличить пороки общества. Это если надо раскрыть мысль произведения, творчества. Если же речь идёт о способах создания художественного мира, лучше всего начинать с основного принципа построения реалистического произведения: автор с целью создания типического образа, помещённого в типические обстоятельства определённой эпохи, ОБЯЗАТЕЛЬНО покажет читателю портрет, интерьер (экстерьер) жилища, историю становления личности, а также использует речевые характеристики. Вот и соотнесите эти возможности анализа с содержанием темы вопроса.
Подробно остановлюсь на некоторых, наиболее важных
Л.Н.Толстой ( в конце - образец)
Если данный для анализа отрывок содержит в себе поступки каких-либо героев, хорошо начать с одной из основных мыслей писателя-философа, которую он раскрывал в течение всего творческого пути – это мысль о необходимости самосовершенствования, которое и является смыслом жизни на земле. Подробнее здесь. Эту же мысль можно взять за основу для сравнения героев как противопоставления «живых» (способных к развитию) и «неживых» (неспособных к совершенствованию).
Говоря о героях, часто нужен посыл о роли семьи, воспитания человека: то, что заложено в детстве, определяет судьбу человека.
У Толстого есть ещё одна важная мысль – мысль о христианской всепрощающей любви (от неё надо отталкиваться при анализе сцен со смертельно раненным Болконским, с повзрослевшей Наташей Ростовой.
Если в отрывке описываются события исторические, нужно отталкиваться от «мысли народной» и идеи Толстого о «роевой силе», которая и определяет ход истории. Прочтите здесь.
Найдите подтверждения этому на уровне литературных приёмов – и у вас само собой сложится необходимое содержание сочинения.
В следующих статьях посоветую, как начать сочинение о других авторах 19-20 века. О том, чтобы задавали вопросы, не упоминаю: всё равно вопросов нет. Но предложения, замечания и отзывы приветствуются.