Метакогнитивные навыки - это навыки анализировать параметры собственного мышления. Этот термин в 1979 году ввёл в оборот Джон Флейвелл, имея в виду «мыслительную деятельность, направленную на понимание процессов мышления».
Это не узкоспециализированный предмет. Наоборот, эти навыки лежат в основе навыка “учиться” и могут существенно улучшить показатели в изучении любого предмета или освоения любого навыка.
В изучении иностранного языка метакогнитивные стратегии применяются, чтобы помочь учащимся самостоятельно организовывать свой процесс обучения и достигать высоких результатов достаточно нестандартными путями (за счет работы собственного мышления, но не за счет количества знаний, которые дает преподаватель на уроке).
Результат “Native-Like fluency” (термин, который я использую в работе и которым определяю “уровень”, приемлемый и интересный для меня) возможен только в результате формирования вторичной языковой личности. Эти процессы неотделимы. Развитие когнитивных навыков на иностранном языке невозможно без задействования метакогнитивных навыков. Чтение - это тоже когнитивный навык. Почему “чтение вслух” - самое базовое упражнение, с которого начинается все в любом курсе, который я создаю? Потому что моя практика показывает, что 97% взрослых студентов с разным стажем изучения языка не имеет развитого устойчивого навыка читать на английском языке. Они читают про себя тексты, которые не совпадают с реальностью, тем самым усиливая искажение восприятия иностранного языка и закрепляя собственные ошибки в произношении, построении связей между смыслами, буквой, звуком и картинкой. То самое “плато” на уровне intermediate, о котором так много говорят - иллюзия. Его нет. И все популярные методы его преодолеть не работают, иначе все бы уже преодолели.
На определенном уровне (примерно intermediate) происходит перенасыщение информацией о языке и начинает зиять дыра отсутствия навыков перерабатывать и применять эту информацию. Прилежные студенты приобретать привычку все записывать, каждое новое слово, вести конспекты с новыми сложными словами… и абсолютно не умеют пользоваться собственными записями для закрепления знаний. В итоге люди обладают массой информации, но где-то в записях, которые они на следующий день забывают, теряют, которые они заставляют себя учить, но в результате новые слова не мигрируют в повседневную речь. Они остаются на уровне “новых / важных слов в конспекте”.
Для того, чтобы двигаться в качественную глубину, на определенном уровне нужно полностью поменять маршрут изучения языка и вкладываться в развитие навыков самообучения нежели в запоминания бОльшего объема информации.
Самообучение - это метакогнитивный навык.
Как и организация собственного процесса обучения. Как и самокоррекция - то, что мы делаем на каждом занятии и то, что вплетено в каждое сообщение с обратной связью для студентов. Тот факт, что обратная связь приходит в формате аудио - тоже не спроста. Высокая концентрация, навык фокусироваться и ориентироваться в речи - тоже метакогнитивные навыки. Чтобы применить обратную связь, студенту нужно несколько раз переслушать собственную работу и мою обратную связь.
Метакогнитивные стратегии в изучении иностранного языка, согласно исследованиям, проводимым в Оксфорде в 1990х, имеют целью помочь студентам сформировать навыки:
- Осознавать свой процесс обучения (где я, как я учусь, как я лучше воспринимаю, какие у меня есть способности, что у меня получается хорошо, что не очень, какой у меня процент искажения, сколько я на самом деле слышу)
- Регулировать и управлять своим процессом обучения.
Эти навыки совсем не про изучение английского, а гораздо более объёмные и применимы во всех ситуациях и условиях, в которых человек мыслит, учится, принимает решения.
То же самое исследование классифицирует эти навыки на три вида (я использую все три в работе)
- Centering your Learning
- Arranging and Planning your learning
- Evaluating your learning
Эта система отличается от вливания в студента информации, качество и количество которой определяет преподаватель: что мы будем сегодня учить, сколько времени, что ты должен запомнить, где лежат правильные ответы, когда туда можно смотреть, и что конкретно правильно.
Цель этой системы тоже другая - не запомнить правильные ответы, а научиться находить решения (creative problem solving).
Пример:
Требовать от студентов запомнить правильные ответы - это объяснить тему Conditionals и дать тест. Строить уроки по теме conditionals и давать разные упражнения (даже самые креативные), чтобы студенты правильно сделали задание. Правильные ответы студентов - успех учителя. Сколько правильных ответов студенты смогут удержать в памяти спустя неделю или год - никто не отслеживает. На следующем уроке уже новая тема.
Показать способ самостоятельно решать задачу - это помочь студенту научиться самостоятельно идентифицировать проблему (“Я не понимаю, как использовать эту форму и зачем она; делаю в ней ошибки”) и самостоятельно найти решение (любым способом). Это и есть creative problem solving - научить себя перестать делать эти ошибки, то есть разобраться. Кто-то находит песни, где поют “Never would’ve thought”, кто-то спрашивает носителей языка, кому-то удобнее прочитать учебник по грамматике (разница в том, что это решение студента, не учителя), и он сам находит нужный и понятный ему учебник. Вариантов масса, тем более сейчас, когда информация доступна. Нужный здесь метакогнитивный навык - фильтровать информацию.
Тем не менее, популярные ed-tech приложения настаивают на продолжении тенденции просто потреблять информацию и “фильтруют” ее за студента. Лозунги “20 лет обучения за 3 месяца” не имеют ничего общего с навыком учиться. За три месяца можно прослушать большой объем информации, но нужно как раз примерно 20 лет, чтобы стать экспертом в своем деле.
Чтобы информацию легко было потреблять, ее делают визуально приятной (профессиональное качество видео уроков, чистый звук, красивая беззаботная картинка), что на самом деле только усиливает искажение восприятие процесса “обучения”. Не нужно вслушиваться, рассматривать, фильтровать, анализировать, думать - достаточно нажать “закончить урок” и получить звездочку-достижение. Люди получают награды за то, что доели кашу, которой их кормили с ложечки.
А откуда берется каша, из чего она, и как ее приготовить самостоятельно - люди даже не задумываются.
Мне интересно исследовать методику преподавания и методологию изучения иностранного языка уже 17 лет. Я писала дипломную работу про мало кому тогда (да и сейчас тоже) известный социо-игровой стиль обучения иностранному языку во взрослом возрасте. Проводила свои исследования, фиксировала видеорепортажи. Я тогда верила, что дело именно в стиле преподавания, то есть по большей части в преподавателе. Мое понимание было далеко неполным, я вижу это сейчас. И как же это красиво - понемногу больше понимать то, над чем начал работать еще 17 лет назад.
Уже тогда я видела огромную разницу в результатах студентов, и чтобы понять больше, мне нужно было не переставать быть студентом самой. Я начала учить немецкий. Я продолжала и продолжаю учить английский. Я знаю, что не все преподаватели английского имеют уровень native-like fluency (10 лет назад я говорила намного хуже и понимала далеко не каждое слово в фильмах); многие не могут помочь себе, обращая внимание только на развитие профессиональных компетенций (“как учить по методу Иванова”, “как преподавать по методологии Х”), игнорируя развитие собственных компетенций как студента-исследователя.
Творчеству невозможно обучить по инструкции. Нет такой методологии. Творчеством нужно дышать и помогать себе (человеку) выражать себя. В нашем контексте - учиться выражать себя на английском языке.
Это основная сложность высоких уровней. Люди могут говорить и читать про работу, про бизнес, про проекты. Они каждый день тренируются давать правильные ответы клиентам и начальству. И совершенно не умеют говорить о себе, о том, что на душе, о том, что думают, как думают и почему. О детях, о принципах, о марали, о своих выводах, и как они к ним пришли, о своих ценностях, о своих открытиях, о своих решениях. Многим сложно готовиться к собеседованиям на ТОП позиции (где их уже не спрашивают о профессиональном опыте, а смотрят на личностные качества), потому что нет опыта такого общения на английском. Даже с самим собой такие темы на английском не поднимались, не тренировались, не фиксировались.
Дело не только в конкретном стиле преподавателя. Я думала раньше, что нужно в особом “стиле” запихнуть в студентов всю важную информацию об английском. Целью было все же - “запихнуть много важного, чтобы они заговорили/сдали экзамен/оценили и пр”. Нет, дело в качествах, которыми обладает преподаватель как человек, и которые соответственно, может передать студентам. Передать то, чего нет, невозможно.
Когда говорят, нужно инвестировать в преподавателей, обычно имеют ввиду дать им конкретные планы уроков, по которым просто надо вести студентов. Или дать им готовые инструменты, готовые платформы, готовые учебники, готовые ответы, по которым проверять работы и пр.
Готовить преподавателей, в моем понимании, это гораздо более объемная и важная задача. Это воспитывать в людях качества, которые им необходимы, чтобы приобрести те самые метакогнитивные навыки (то есть научиться анализировать, собирать, излагать, чувствовать информацию, понимать и регулировать собственные процессы мышления, управлять своим процессом обучения, создавать учебные материалы в соответствии с конкретными параметрами обучающихся, спокойно исправлять свои ошибки, оценивать свои результаты обучения, спокойно исправлять свои ошибки, регулировать собственное внутреннее состояние и много других). Только уверенно обладая этими навыками и применяя их в разных сферах жизни, можно их передать другим - тем, кто пришел учиться.
Студенты, которые умело используют метакогнитивные стратегии в обучении, могут найти самый релевантный способ решить конкретную задачу, знают, сколько времени на нее понадобится (не делают ошибочных прогнозов в отношении себя вроде “через 6 мес я должен говорить свободно”); они заранее планируют и структурируют свое обучение, мониторят процесс, корректируют данные, и по итогу выполнения задачи - оценивают собственный результат, получая еще больше данных о себе и своем процессе познания и мышления.
Упражнения на развитие метакогнитивных навыков “зашиты” во все упражнения системы развития Native-Like fluency. Уже много лет я их постоянно совершенствую. Если вы занимаетесь на какой-либо из программ, проанализируйте список ниже. Вы с ними точно знакомы.
Я много лет говорю про развитие навыка самостоятельного совершенствования английского, но люди понимают “самостоятельность” как “без людей”, “в одиночку”. Нет, это навык самостоятельной организации своего процесса обучения (например, самостоятельно выбрать курс, педагога, группу, материалы для практики и пр). Самообучение, самокоррекция, саморефлексия, самостоятельная оценка своих действий, что в итоге дает почву для непоколебимой внутренней уверенности. Самообучение - это творческий процесс. Воспитывать в людях творческий подход без страха негативной оценки требует времени. Дать набор правильных ответов - намного быстрее.
Мы учимся с людьми и у людей. Без обратной связи невозможно понять - умеешь ты на самом деле или только думаешь, что умеешь.
Упражнения, которые уже присутствуют внутри моих курсов и всех индивидуальных программ, и направленные на развитие не только языковых компетенций, но и навыков развития и применения метакогнитивных стратегий в изучении языка. Названия мои, они сложились годами практики.
- Self-correction
- Self-reflection (rate the exercise, level of joy, number of iterations)
- Feedback to self
- Journaling
- Editing your life experience
- Thinking out loud in English
- Recording yourself
- Examining your own reading (and reading out loud)
- Instant replay
- Delayed replay
- Film footage
- Road map (strategizing your learning path)
- ONE BIG IDEA
- Summarizing
- Describe a picture
- Storytelling around facts
- Clarity in 5 steps
- Managing your tone of voice in conversations
- Say it out loud
- Intensive & Inquisitive Listening
- Concentrate for 30 sec
- Find the missing piece in your learning algorithm
Это самые часто повторяющиеся и очевидные упражнения, которые студенты должны узнать. Мы их делали миллион раз.
В группе Native-Like fluency мы целенаправленно работаем над развитием этих навыков и применении этих стратегий, чтобы качественно развивать свою речь на английском (устную, письменную и внутреннюю) и управлять собственным процессом обучения.
Во всех других курсах (особенно, Learn to Hear Every Single Word in English) этих упражнений тоже много. Вернее, они везде, но т.к. они довольно непривычные, многие их не замечают, не делают, не считают ценным, например, проанализировать собственный процесс выполнения упражнения, а ждут новой информации (что считают ценным). Это уже сбор информации о себе - что я делаю, и что не делаю, и почему? Делаю я новое упражнение по инструкции тренера, или как мне захотелось, игнорируя технику безопасности? (“Какие 30 секунд? Что я, маленький? Я 10 минут целых могу! И час могу!” - говорят люди, которых хватает на пару раз. Так же ведут себя люди, которые ищут рецепт, чтобы все в нем поменять и потом получить результат, неожиданно отличный от ожидаемого). Даю ли я тебе время услышать все, что было сказано на английском, или хватаю первое знакомое слово и придумываю вокруг него все остальное?
Это очень интересный процесс, потому что фокус не на английском, а на человеке, который обучает себя им владеть.
А тренер помогает. Без обратной связи система не работает. Тем более, на начальном этапе ее освоения.
А когда навыки хорошо развиты, человек сам ищет обратную связь от реальности, потому что иначе можно застрять в иллюзиях о своих способностях и результатах.
Уровень английского растет абсолютно у всех. Как говорят сами студенты, за 8 месяцев прогресса случилось больше, чем за 15 лет.
Я изложила далеко не все и в очень сжатой форме. Тема бездонная и очень глубокая.
Сейчас идет набор в 2 группы Native-Like Fluency, которые стартуют с 1 июня 2022. Подробнее по ссылке.
Две группы для уровней upper-intermediate/advanced, для людей которые хотят изучить на практике методологию (и ее применение) непрерывного повышения своего уровня языка и качества своей речи на английском языке (письменной и устной), что подразумевает целый спектр навыков коммуникации.
#native-like fluency #natalia tokar #english