Так написал французский социолог А. Фардж: "Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами".
О маргиналах и маргинальности я уже писала (см.: Как появилось слово МАРГИНАЛ). Маргинальность - это переходное состояние индивида или группы, чье положение в обществе, образ жизни или происхождение, взгляды не соответствуют общепринятым. Но почему же это - обязательно результат конфликта?
"Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами" (А. Фардж).
Конфликт заложен уже в самом определении. Маргиналы находятся на границе двух культур, занимают промежуточное положение между социальными слоями (стратами). А конфликт – это всегда столкновение. Идей, мнений, сил. В случае маргинальности мы имеем дело с несоответствием, столкновением образа жизни, мировоззрения личности со сложившимися в ее окружении социальными нормами.
Различают два вида маргинальности: личную и групповую. Индивид может стать маргиналом вследствие изменения его образа жизни, переезда, и др. факторов.
Это вчерашний селянин, переехавший из деревни в город и плохо понимающий условности или, например, этномаргинал - приехавший на заработки мигрант. Мигранты ведь не случайно селятся рядом друг с другом, создавая целые кварталы, населенные выходцами из какой-либо страны. В крупных городах мира известны чайнтауны – китайские кварталы. Они есть в Париже, Торонто, Ливерпуле, появился такой квартал и в Москве. Что заставляет объединяться китайцев, вьетнамцев, людей других национальностей? -традиции, которые легче сохранить, когда сородичи живут поблизости, желание общаться на родном языке. Да и отпор дать иногда приходится тем, кому не нравится твой цвет кожи или язык.
Маргинальность порождает ряд социальных проблем. В странах, где много мигрантов, например, в США - латиноамериканцев, их кварталы являются рассадниками наркотиков, преступности. Нелегко, видимо, людям ужиться с новыми непривычными социальными нормами. А вступая в конфликт с общественными нормами, маргинал - индивид или группа - еще больше маргинализируется, остается на обочине, в стороне.
К причинам групповой маргинальности относят структурные изменения в экономике или изменение социальной структуры общества. И то, и другое произошло с нашей страной после распада СССР в 1991 году.
Как жили люди в СССР: что БЫЛО и чего НЕ БЫЛО
К причинам групповой маргинальности относят структурные изменения в экономике или изменение социальной структуры общества.
Маргинализированными после распада СССР оказались целые социальные слои и группы: пенсионеры, безработные, появившиеся в массе в результате развала производства, молодежь, дезориентированная в новой реальности молодежь. Так, инженер нередко вынужден был торговать на рынке женским бельем (извините), упал престиж высшего образования, особенно в технических отраслях (юридические факультеты, напротив, плодились даже в самых неподходящих для них вузах - например, в СХИ).
Более того, маргинальным вдруг оказалось советское общество в целом. Бывшие советские люди, которые привыкли гордиться своей страной, вдруг ощутили себя ненужными. недостаточно уважаемыми и чувствовали себя обиженными.
Почему считается, что в СССР было лучше?
После распада СССР маргинализированными оказались целые социальные слои и группы.
Думается, в этом заключается корень тех многих проблем, которые переживает наше общество в настоящий момент.
Основаниями служили несправедливая приватизация, обнищание части населения, изменение роли страны на мировой арене, нестабильная и неблагополучная ситуация 1990-х гг.
При этом трудности и негативные явления, которые были в СССР, нередко забывались:
- а вспоминались только достижения:
В соответствии с Фарджем, конфликт не только отдельных людей, но целых социальных групп с нормами и идеалами нового общества был налицо.
В этом, думается, заключается корень тех многих проблем, которые переживает наше общество в настоящий момент. Ведь, как отметил когда-то тележурналист В.В. Познер, "никакие материальные блага не могут компенсировать отсутствие, скажем так, элементарного внутреннего равновесия, отсутствие чувства защищенности, справедливости и доверия к власти".