Известно, что с окончанием ледовых времен люди открывают для себя земледелие. Вполне разумно полагать, что сей тяжкий труд имел своим смыслом пропитание людей, а именно насыщение хлебами.
Однако, зададимся вопросом: а сколь много нужно упорного труда, для изготовления хлеба хотя бы на день? Стоит задуматься над тем, что прежде чем земледелие стало основной, или по крайней мере важной составляющей пропитания рода, племени необходимо было долгое время осмысленно заниматься вопросом отбора тех колосков из злакового разнотравья, которые обладая крупным и питательным зерном, не роняет его при созревании наземь, а также ежегодно вскапывать тяжелую землю грубым и несовершенным орудием, усиленным лишь каменным или костяным навершием. Кроме того отдельным трудом являлась пора жатвы (впрочем, сперва человек освоил именно сие дело). Достаточно трудно представить такой долго остающийся малотолковым труд в сытые времена — ибо, а есть ли в сем смысл? В голодную же годину приходилось ли рассчитывать на крошечные делянки обильно напоенные потом и кровью с мозолистых рук?
Каковы же должны быть возделываемые наделы, чтобы их плодами можно было бы кормиться если не год, то хотя бы продолжительное время? Также стоит отметить, что первые хлеба скорее походили на лаваш или блин, нежели на привычные нам булки и готовились они скорее всего на камнях, в очаге и, пожалуй, самый первый хлеб был случайно пролитой зерновой кашей, коей перебивались с голоду или для разнообразия своего питания с древних времен. Впрочем, вряд ли и каша являлась желанным смыслом трудозатратного земледелия.
Видится мне, что истинным смыслом ковыряния в земле являлось #пиво , как обрядовый веселящий душу напиток, который изготовлялся лишь раз или два в году и распивался по случаю, допустим, успешной охоты, когда добытчики заготовляли множество мяса.
Пиво тех давних времен также вряд ли походило на известное нам сегодня: если оно и варилось, то только в каменных обширных общих чашах, но скорее всего началом пиводелания было изготовление пьянящего пойла путем пережевывания зерен женщинами и детьми общины, собравшимися вокруг вместительной скорее даже деревянной лохани, в которой сплюнутая масса, разбавленная водой начинала бродить под воздействием слюны.
Пожалуй именно полная братина, ходящая вкруг собравшихся насытившихся и развеселившихся сподвигала на тяжелый и кропотливый ежегодный труд. Впрочем, скорее это была даже не передаваемая резная чаша, а вместительный и неподвижный сосуд стоящий посредине, вокруг которого собравшиеся пили из него через длинные тростинки — ведь такое первобытное пиво определенно было мутным и содержащим большое количество взвеси.
Ну, а как же #хлеб ? — а хлебу, видимо, долгое время не придавали особого значения, так как его не могло быть много и его рассматривали, пожалуй, лишь как побочное, изготовляющееся лишь время от времени для разнообразия питания из остатков припасов к ежегодному великому событию.
Однако, стоит предположить, что однажды все поменялось: люди, уже основательно привязавшиеся к своему селению, окруженному полями, находящемуся подле рыболовных мест и троп промыслового зверя, познали голод, случившийся из-за значительного уменьшения обычной добычи. Пожалуй, тогда было принято важнейшее решение — отказаться от пивного застолья и употребить запасы собранного зерна на пропитание хлебом. Видно, тяжелыми и голодными выдались те годы и многие из людей или умерли с голоду, или снялись с места в поисках лучшей доли, но те кто выжили на следующий год возделали и засеяли поля уже именно для хлеба, стремясь постоянно расширять житные угодья.
Пожалуй, именно тогда хлеборо ство перестало быть исключительно женским занятием: ведь мужские руки и плечи много лучше приспособлены для тяжкого и изнурительного полевого труда
#cka3ka cka3ok #возникновение земледелия #неолит #ближний восток #история алкоголя #разделение труда