1. Введение
В предыдущей статье «#1 Анализ данных для производственных компаний: аналитика по поставщикам» мы рассмотрели основные задачи и преимущества аналитики закупок в производственных компаниях, разобрали основные проблемы анализа данных в учетных системах и Excel, а также рассмотрели некоторые преимущества современного подхода анализа данных на конкретных примерах и проанализировали отчет «Аналитика по поставщикам».
В этой статье мы продолжаем разбирать кейсы по анализу закупок и в этой статье мы рассмотрим анализ отклонений в цене. Это очень важный момент анализа данных в производственных компаний, особенно в таких случаях, когда по некоторым номенклатурным позициям несколько поставщиков и мы закупаем больший объем по большей цене, а по лучшей цене - меньший объем. Анализ отклонений в цене закупок позволяет выявить такие позиции при помощи параметров и отследить движение цены на конкретном промежутке времени.
2. Задачи решаемые с помощью современного подхода анализа данных
Итак, для решения каких задач можно использовать современный подход анализа данных?
1. Операционный, тактический и стратегический анализ и планирование
2. Повышение эффективности управления
3. Быстрое формирование отчетности
4. Сокращение затрат и увеличение прибыли
5. Снижение времени на обработку больших объемов данных
6. Удобный доступ к любой информации в один клик
7. Прогнозная аналитика на основе имеющихся данных
8. Сохранение и систематизация данных с удобным доступом для всех сотрудников
9. Оперативное выявление проблем
10. Принятие эффективных решений основанных на глубоком анализе
11. Отслеживание отклонений показателей от нормы
12. Снижение человеческого фактора на процесс аналитики и конечный результат
3. Преимущества современного подхода анализа данных
Исходя из задач, решаемых при помощи современного подхода анализа данных можно выделить такие преимущества, как:
1. Полные, точные и структурированные данные всей компании
2. Удобная работа с большими объемами данных (по всем отделам)
3. Быстрое формирование отчетов с разными уровнями доступа к ним
4. Интерактивные отчеты
5. Облачный постоянный доступ к данным
Получить консультацию о современном подходе анализа данных можно на официальном сайте АНАЛИТИКА ПЛЮС.
4. Исходные данные для анализа
Для нашего дашборда «Аналитика отклонений в цене закупок», мы использовали два источника информации. Первый - данные из учетной системы.
Данные из учетной системы
Данные из учетной системы - данные которые есть у каждой компании, это данные по закупкам до транзакции (данные до строки в накладной). Если в учетной системе есть дополнительные поля, которые вы можете использовать, которые вам интересны - вы можем их взять для последующего анализа.
Данные из внешних источников
Данные из внешних источников - например, в нашем случае курс валют (данные, которые можно взять с сайта Банка России)
Способов выгрузки данных очень много, это зависит от того, где находятся ваши данные, то есть вы можете подключиться напрямую к какой-то базе данных или сделать отдельное хранилище данных под аналитическое решение, можно начать с элементарной выгрузки в Excel, но, опять же, огромное преимущество современного подхода анализа данных, что мы способны объединить множество файлов, выгруженных из учетных систем (например: планы, какие-то таблички с валютами, все, что угодно) и анализировать эту информацию всю вместе.
5. Дашборд «Аналитика отклонений в цене закупок»
Дашборд «Аналитика отклонений в цене закупок» показывает суммы закупок по товарам, на дашборде показаны позиции, по которым разница между минимальной и максимальной ценой превышает 5%, также дашборд показывает суммы по накладным двух поставщиков, при этом круги на дашборде это накладные, они окрашены в свой цвет (зависит от поставщика) и имеют размер пропорциональный сумме накладной.
Выбираем нужную номенклатурную позицию и видим, что у нас по этой позиции есть два поставщика, один поставляет меньший объем по лучшей цене, но стабильно у него цена чуть меньше. Начиная с середины периода у нас цена поставщика с большей ценой уходит вниз, а цена поставщика с лучшей ценой остается на прежнем уровне и приближается к цене поставщика с большей ценой, но ее не догоняет.
Мы можем проверить, какая ситуация у нас долларах и увидим, что в долларах ровно такая же ситуация, то есть поставщик с лучшей ценой с запозданием меняет цену и здесь просто очень важно проследить что его цена в конечном счете в следующем месяце окажется также ниже чем у поставщика с большей ценой.
На таком дашборде мы можем очень быстро увидеть такие моменты. В этом дашборде мы можем задать разницу (от 1% до 10%) и можем для себя с точки зрения ориентира посчитать, что если мы весь объем в следующем месяце будем закупать по лучшей цене. И таких позиций можно насобирать достаточно много.
6. Заключение
Итак, проанализировав дашборд «Аналитика отклонений в цене закупок», можно выделить несколько проблемных номенклатурных позиций с разницей в цене поставщиков, например, по которым разница в цене поставщиков от 1 до 10% , выявить позиции где мы закупаем больший объем по большей цене, а по лучшей цене-меньший объем и проанализировать движение цены за какой-то промежуток времени у нескольких поставщиков и дальше можно задать эти вопросы менеджеру по закупкам или другому ответственному лицу, чтобы пересмотреть процесс закупки у этих поставщиков. Возможно, по некоторым позициям увеличить объемы по лучшей цене и снизить объемы по большей цене. В таком случае мы сократим издержки, уменьшим себестоимость продукции и увеличим прибыль компании.
Данная статья подготовлена по проектам, созданным командой АНАЛИТИКА ПЛЮС.
АНАЛИТИКА ПЛЮС - ваш надежный партнер по аналитическим решениям с 2012 года. Мы работаем, чтобы вы достигали поставленных целей. Чтобы ваши данные работали, приносили пользу, помогали вам зарабатывать и принимать стратегически правильные решения. Для достижения этого мы предоставляем нашу экспертизу и самые перспективные ИТ-инструменты, гарантирующие быстрый и удобный процесс сбора, обработки и анализа данных, в том числе больших данных.
За это время мы разработали и внедрили решения для компаний из разных сфер бизнеса:
1) Производство, в том числе:
— Строительство и производство строительных материалов — КНАУФ Инсулейшн, Самолет Девелопмент и Эталон — Пищевая промышленность — Сибирский Гурман и Балтика — Производство кормов для животных — Альпинтех — Сельхозпроизводство — АгроТерра — Целлюлозно-бумажная промышленность — ИЛИМ — Фарминдустрия — Материа Медика и др. — Металлургия — РусАл и НорНикель — Нефтедобыча и нефтепереработка — ЛУКОйл
2) Оптовые и розничные поставщики — NO ONE, ЭТМ, Daichi и др.
3) Аптечные сети — Монастырёв и Апрель
4) Российские представительства — Dyson, Lindt & Sprüngli AG , Vileda и др.
5) Рекламные агентства — РОССТ, Dentsu Aegis, Publicis, Медиа Инстинкт и др.
6) Телеком — МегаФон, Yota и Ростелеком
7) Логистика и транспорт — НефтеТрансСервис и Smartavia
8) Е-commerce — Авито, Яндекс (включая Яндекс.Еда, Яндекс. Лавка, Яндекс.Такси и Яндекс. Маркет, а также другие команды ГК Яндекс), ГК Мail.ru , ivi.ru , Профи.Ру, Рамблер, СберМегаМаркет, gifts.ru
Получить консультации по архитектуре аналитического бизнес-решения, оптимизации источников данных, построению сложных дашбордов можно на официальном сайте АНАЛИТИКА ПЛЮС.
Академия Аналитики — онлайн-образовательный проект, который создан командой АНАЛИТИКА ПЛЮС для того, чтобы компании быстро и успешно внедряли решения для анализа данных, а их сотрудники профессионально росли.